Сериал «Магнус» — гомерически смешной абсурдистский детектив с неполиткорректными шутками и троллями во всех смыслах этого слова
«Магнус» в России рекламировали как «смесь „Твин-Пикса“, „Утопии“ и фильмов Эдгара Райта с работами Эмира Кустурицы». Интересная, конечно, промо-кампания: представить, как все перечисленное может сочетаться в одном произведении, невозможно, но понятно одно: нас готовят к какому-то дикому аттракциону. Что ж, поверьте, готовят не зря.

Приключения команды Магнуса — зрелище, которое не отпустит
Итак, синопсис: в норвежском захолустье происходят очень странные дела. В гостиничном номере найдена мертвой 19-летняя девушка — подружка на одну ночь для местной кинозвезды. С самим артистом все тоже не слава богу — он бесследно исчез, а мы успели заметить под его окном огромное плюшевое нечто.
Дело попадает в полицию, а там своя атмосфера: главная забава — стеб над копом-изобретателем по имени Магнус (бенефис норвежского комика и писателя Видара Магнуссена). Нет, кажется, дела, которое он не способен испортить своими инженерными талантами: придумает костюм-трансформер в виде комода, сядет в засаду, а потом электроника закоротит и — ну, вы понимаете.
Никто не понимает, почему столичное начальство настояло на том, чтобы похищение актера и убийство его «группиз» расследовал именно Магнус. «Мы самое слабое звено в участке, и нас назначили на серьезное дело», — радуется главный герой, а потом набирает команду под стать. Знакомьтесь с отрядом мечты скандинавской провинциальной криминалистики: горе-изобретатель, коп-доходяга, одержимый идеей суицида и 10-летний школьник — изгой в своем классе. В принципе, они бы и на троих могли разыграть впечатляющую черную комедию, но режиссер Гер Хеннинг Хопланд на «малую кровь» не согласен и отправляет им в помощь всю скандинавскую нечисть: троллей, турсов и моховых гоблинов.

Сдержанная Скандинавия и ее провокационное кино
Хопладнда российский зритель может помнить по сериалу «Лиллехаммер» почти десятилетней давности — эдакому спин-оффу «Клана Сопрано», рассказывающему о жизни Франка Тальяно после предательства мафии. «Лиллехаммер» был смешным, абсурдистским и не слишком политкорректным. В «Магнусе» Гер Хеннинг садится за тот же пульт, но выворачивает ручки до предела. Ничего более дикого европейское сериальное телевидение в последние годы не получало: одну из героинь тошнит во вскрытое тело ее матери, лицом другого покойника разблокирует телефоны, в теле замерзшего мамонта заводятся доисторические пчелы, шутки про синдром Туррета соседствуют с теориями заговора — о, провинциальная Норвегия, как много мы о тебе не знали.
В 2018 году сенсацией Каннского фестиваля стал шведский фильм «На границе миров» — тончайшая сказка про любовь троллей, использующая скандинавский фольклор для разговора о современности. «Магнус» даже визуально напоминает этот фильм Али Аббаси, работает с теми же смыслами и тоже жонглирует традицией и актуальностью, но нацелен на куда более массовую аудиторию. «На границе миров» был про задуматься и всплакнуть. «Магнус» про задуматься, умереть со смеху, а потом воскреснуть и задуматься снова. Скандинавия, как передовая новой этики и всех прогрессивных социальных процессов, научилась не только осмыслять новые формы человеческих отношений, но и как следует их выстёбывать. Да и с самим жанром детектива режиссеры северных стран работают лучше, чем кто бы то ни было. Сначала они стали лидерами в производстве сдержанных криминальных нуаров, теперь взялись за отвязные криминальные комедии.
«Твин-Пикс», «Утопия», Эдгар Райт и Кустурица, говорите? Ассоциации приняты, но требуют небольшого уточнения. Представьте, что Дэвид Линч, Дэннис Келли и те же Райт с Кустурицей решили снять кино на спор, доказывая в каждой сцене, что им «не слабо». Потом посмотрели, что получилось друг у друга и смонтировали все четыре картины в одну многосерийную. Вот так, кажется, мог бы родиться «Магнус». Как с этим справился один единственный норвежский режиссер — загадка.
Смотрите с 27 апреля на SHOT TV!
