Один из самых необычных короткометражных фильмов в коллекции SHOT TV — «30 минут в день» Сэмюэля Лампарта — не отказывает пожилым людям в праве на сексуальную активность!
После 80, как ретранслирует ВВС ученых-британцев, число недовольных сексапильностью партнера резко падает. После 80 секс становится действительно сексом, когда заботы о будущем браке, прошлых возлюбленных, а также амбиции, эмоции, сантименты и ресентименты… все уже так неважно, что делить партнерам вообще нечего. Рождается чистое, можно сказать, удовольствие.
Пожилая пара смотрит какую-то телевизионную викторину. Мы не знаем, как их зовут, что это за город и как называется телепередача — но какая разница? Понятно, что в этот же момент точно так же проводят время десятки и сотни тысяч их «сверстников» по всему миру: в Риме и Париже, Нью-Йорке и Пекине, Сиднее и Челябинске. Какая разница, кто разговаривает с ними с экрана: кудрявый фламандец или не менее кудрявый Дмитрий Дибров? Жизнь стариков по всему миру похожа: всякий день похож на вчерашний и завтрашний, все самое интересное — позади, вместо органайзера — телепрограмма.
Но вот раздается звон будильника, и герои фильма поднимаются с кресел. Каждый день по полчаса они должны посвящать физическим упражнениям. Здесь для нас и начинается большое кино. Картина Сэмюэля Лампарта длится всего пять с половиной минут — преступно мало. Я бы смотрел эту получасовую зарядку без монтажных склеек, как есть. Вот они разминаются, вот крутят «велосипед» лежа на столе, вот поднимают торшер вместо штанги, вот гоняются за жужжащей тварью с мухобойкой.
Они не произносят ни слова, все, что мы слышим — это тикающий таймер и шуршание тапок по ковру. Истинная авангардная симфония, шедевр нойз-музыки. Как говорил Джон Кейдж: «Где бы мы ни находились, то, что мы слышим, — это в основном шум. Когда мы игнорируем его, он беспокоит нас. Когда мы слушаем его, то находим захватывающим». Ничего подобного по телевизору, конечно же, не показывают. Если коротко отвечать на вопрос, зачем существует телеканал SHOT TV — то вот ответ: именно ради таких киносеансов.
И все же «30 минут в день» — это именно кино, а не видео-арт или визуальный эксперимент. Здесь есть довольно строгий сюжет, есть начало, середина и конец, есть завязка, кульминация и развязка. И последние 30 секунд «по-финчервоски» переворачивают картину с ног на голову, превращая нежную зарисовку о жизни пожилой пары в философскую притчу о том, есть ли жизнь после жизни и если она есть — что в ней останется.
В старом анекдоте двое зрелых мужчин обсуждают предстоящую пенсию:
— Что ты будешь делать?
— Сяду в кресло-качалку!
— А через год?
— А через год начну раскачиваться.
Прекрасен современный мир, если к жизни добавили еще 10 лет жизни, а к креслу-качалке после 80 добавят еще и физическую зарядку.
Фильм — номинант шести международных кинофестивалей, таких как Brest European Short Film Festival (Франция, 2014 год), CourToujours — International Short Film Festival of Geneva (Швейцария, 2014 год), Odense International Film Festival (Дания, 2015 год)