Сегодня фамилию режиссера Алексея Нужного любой дурак назовет «говорящей». После сериала «Ольга», полнометражных картин «Елки новые», «Я худею», «Громкая связь» и др. у Алексея нет отбоя от предложений.
Под его дланью уже отметились квартет «И», модная Александра Бортич, почти великий Константин Хабенский… Пока талантливый художник не превратился в позднего Чарткова из гоголевского «Портрета», самое время посмотреть его самую успешную короткометражку «Петух», и укрепиться в добром к нему отношении.
Подытоживая свою работу в этом жанре, Алексей Нужный категорично заявил:
«Короткометражное кино режиссеру стоит снимать лишь для одного — чтобы практиковать свое мастерство, искать своих людей, искать тональность и способы высказывания».
Его первый короткий метр «Кеды» (2009) был во всех смыслах пробой пера. Взяв трехлетнюю паузу, Алексей в 2012 году выдал на-гора сенсационную короткометражку «Конверт» в рамках международного конкурса Jameson First Short. Главную роль там исполнил не кто-нибудь, а продюсер конкурса, великий Кевин Спейси. И, судя по тому, что звезда Голливуда назвал 28-летнего российского режиссера «гением», тональность Алексей Нужный к тому времени нашел и способы высказывания вполне себе отточил. Если закрыть глаза на типично «голливудских» КГБ-шников, унитаз в сельском доме в Одесской области в 1985 году (!) и прочие ляпы, история странного человека была рассказана интересно и трогательно.
Третья короткометражка «Любовь. Задание на лето» (2014) понадобилась Нужному лишь для одному ему видимых целей. И только в «Петухе» режиссер решил все озвученные выше задачи — включая ту, которая принципиально не могла быть решена за океаном. Алексей Нужный наконец-то нашел «своих» людей. Начиная с «Петуха», его соавтором стал сценарист Николай Куликов («Легенда №17», «Экипаж», «Движение вверх»). «Петух» помог справиться со своими личными трагедиями и уже в «Ольге» явить себя во всю мощь Яне Трояновой. В «Петухе» неожиданными гранями сверкнул с экрана Николай Ковбас. И, наконец, «Петух» раскрыл подлинную глубину актерского дара Валентины Мазуниной, без которой не состоялся бы ни этот фильм, ни одна из самых ярких историй с наручниками в «Елках новых».
Но если бы «Петух» был интересен только этим, он не провел бы два года в турне по мировым фестивалям и не победил бы почти в двух десятках из них. Стремясь к малому, как учит «Дао Дэ Цзин», достигаешь многого. Алексей Нужный вроде бы завершал «Петухом» этап личностного роста на территории короткого метра. А получил — свой первый яркий и цельный фильм, почти идеально отражающий его творческое кредо. Делать легкое и развлекательное кино, попутно исследуя интересные проблемы и приглашая зрителя к глубоким размышлениям.
Лейтмотив Нужного — правота странного человека. Если брать шире — право иного на инакость, часто попираемая современным обществом. Прав советский коллекционер Евгений, отсылающий письма по всему миру на несуществующие адреса и прикалывающий вернувшиеся обратно конверты к географической карте. Прав «Толя-робот», задающийся странными вопросами о себе и мироздании. Права в нелюбви к себе постоянно выбирающая между парнем и едой Аня из «Я худею». Права и другая Аня — в своей любви к петуху, в которого, по ее мнению, вселилась душа ее умершего жениха.
Напоследок — общеизвестный факт. В отличие от «Я худею» и прочих сравнительно поздних лент Алексея Нужного, «Петух» снимался не для кассовых сборов. Деньги собирались краунфандингом, команда не получила гонорара, за исключением исполнителя главной роли и его дублера – подмосковных петухов Пети и Коли. Неудивительно, что за «Петуха» в режиссера еще никто не бросил камень (в отличие от зрителей и критиков относительно свежих «заказных» работ).
Вспоминаем еще раз гоголевского Чарткова. Устраиваемся поудобнее. И 20 минут смотрим «настоящего» Алексея Нужного — в апогее его младорежиссерского мастерства.