СПОЙЛЕР / 18+

Полюби меня мертвой. Удивительные приключения трупа первой леди Аргентины в сериале «Святая Эвита»

3 декабря 2024

Блог SHOT TV рассказывает о готичном и криповом мини-сериале про смерть и загадочное исчезновении гроба Эвы Перон с Наталией Орейро в главной роли

Символ «перонизма»

Эва Перон — Мадонна бедняков Южной Америки — покорила континент всего за 33 года своей жизни. Да так, что последующие полвека первые леди стран первого мира равнялись на нее, заимствовали идеи из ее кампаний и вообще пытались воссоздать образ сакральной святости духовной помощницы при властном муже (Жаклин Кеннеди, принцесса Диана). Эва Дуарте родилась в местечке Лос-Тольдос в 1919 году безотцовщиной, пятым ребенком женатого помещика и его служанки, вовремя сбежала в Буэнос-Айрес и, как теперь говорится, пошла за новыми технологиями: устроилась работать на радио, читала истории, вела ток-шоу и работала в пропаганде. Аргентинцы чтят Эву Дуарте за пробивной характер, любовь к жизни и отстаивание прав женщин рабочего класса. В 26 лет молоденькая статистка выскочила замуж за только что овдовевшего генерала Перона, который был старше Эвы на 25 лет, и направила все силы на поддержание его избирательных кампаний, делавших ставку на бедняков. Из-за излишней пропаганды, милитаризации, отсутствия внятной экономической и технологической политики в середине ХХ века (в то время как соседние страны стремительно развивались) Перон оставил Аргентину безнадежной страной третьего мира, зато прославился женами, две из которых умерли от одного и того же заболевания — рака шейки матки, а третья стала первой в мире женщиной-президентом и жива по сей день.

Образ в мировом кинематографе

Западный мир знает Эву Перон благодаря хитовому мюзиклу Эндрю Ллойда Уэббера «Эвита» и фильму 1996 года с Мадонной в главной роли. Однако в Аргентине постановки о народной любимице выходят раз в пару лет. Иногда они проявляются в форме мультипликационной — как, например, в «Эве из Аргентины» (Eva de la Argentina) 2011 года, соединившей в себе все диснеевские архетипы — от Золушки до Спящей красавицы. А порой байопики приобретают мрачный сюрреалистичный тон, присущий латиноамериканской литературе. Так сериал «Святая Эвита», рассказывающий о посмертной судьбе легенды (неудивительно, что один из режиссеров сериала приходится сыном писателю Габриэлю Гарсиа Маркесу), снятый в Аргентине и обошедший все стриминговые платформы от Hulu до Disney+ сериал, захватывающе излагает свою версию событий, предшествующих погребению первой леди, а главную роль в сериале исполняет народная артистка стран СНГ Наталия Орейро.

Действие фильма начинается в 1952 году, в последние недели жизни Эвы, которая умрет от рака в возрасте 33 лет. Как и другие супруги Хуана Перона, Эва не была той, кто подобно большинству президентских жен молчаливо сопровождает мужей на светских мероприятиях, улыбаясь в камеры и манерно протягивая гостям руку для рукопожатия. Эва — объект вожделения армии генерала Перона, той самой хунты, которая захватила власть в Аргентине, и духовный лидер армейских жен. Она выступает перед народом с политическими речами, каждую неделю лично принимает сотни нуждающихся, оказывая им практическую помощь в вопросах жилья и трудовых условий, инициирует закон об избирательных правах женщин. В сериале есть момент, где Эвита разрешает работающим женщинам покинуть кухни, оставить детей мужьям и заняться собой. Однако — это важно — при всей своей демократичности и современности, реальность Эвы абсолютно противоположна. В собственной семейной жизни она — марионетка в руках нарцисса Перона. Отношения с властным мужем ухудшаются каждый день. Чем больше растет популярность молодой женщины в стране, тем больше она ощущает ценность собственной личности, и тем меньше она, свободная, угодна своему мужу. Конфликт семейный переходит в конфликт личностный. Глубоко несчастная женщина переживает душевный надлом, за которым следует онкология и быстрая смерть. Историки пишут о фронтальной лоботомии, сделанной по приказу Перона Эве по причине ее чрезвычайной строптивости. Однако режиссер оставляет этот момент без внимания.

222

Вояж трупа

Тело первой леди выставляют в стеклянном саркофаге в одном из правительственных зданий — как нетленный символ пероновского правления. Это решение Перона идет вразрез с желанием матери Дуарте, считающей его виновным в смерти дочери и требующей в христианских традициях предать тело земле. Но Перон непреклонен — даже после своей смерти Эва должна работать на его политическую популярность. Начинается строительство мавзолея для теперь уже Святой Эвиты.

Военный переворот 1955 года нарушает планы, отправляя президента Хуана Перона в изгнание, где он познакомится с новой женой, а забальзамированное доктором Педро Ара тело Эвиты уезжает в многолетний вояж по неизвестным солдатам и аргентинским окрестностям. Наследие Эвы Перон становится токсичным: генералы, поднимая тосты за «смерть пиявки», прячут труп в течение 16 лет, чтобы он не стал символом борьбы с режимом. И вот мы наблюдаем, как забальзамированный труп Эвы исчезает из здания профсоюза, где его готовили к публичному показу.

Такая завязка уже позволяет зрителю предположить, что перед ним незаурядный байопик с хронологически выверенной историей жизни известной личности. Периодически возле гроба возникают самодельные алтари из цветов, свечей с портретами Эвы, неприхотливо украшенные трупами солдат со следами насильственной смерти и угрожающими записками. С аргентинским народом шутки плохи, и служивые заметно нервничают, покрываясь потом и периодически срываясь на визг. В дальнейшем труп будут возить по всему миру лидеры в погонах, опасавшиеся дестабилизации своего диктаторского режима.

103

Токсичное наследие

Затем действие фильма переносится в 1971 год. Журналист Мариано Васкес (Диего Веласкес) узнает, что генералы собираются вернуть тело Эвы Хуану Перону (уже скрасившему свое одиночество новой и более послушной женой в Мадриде). Расследуя судьбу трупа, Мариано оказывается втянут в заговор, который длится уже несколько десятилетий. Он обнаруживает, что перед исчезновением тела было создано несколько фальшивых Эвит из воска — чтобы никто не догадался, какой из трупов настоящий. Знакомимся мы и с тем самым врачом Педро (Франческ Орелла), который проводил бальзамирование, и угрожающим ему офицером разведки, который хочет избавиться от тела как можно быстрее.

Есть такая поговорка: «Мечта идиота выглядит как жена соседа». Получив с подачи Перона миссию шпионить за Эвой, полковник Мури Кениг вдохновляется своей госпожой, но вдохновляется как черный ангел. Персонаж полковника Мури Кенига в исполнении Эрнесто Альтерио («Нарко: Мексика», «Идеальные незнакомцы») стал еще одним актерским успехом. По сюжету Кениг является одновременно и главным доверенным лицом Эвиты при ее жизни (конечно, тайно в нее влюбленным), и главным антагонистом — жестоким военным, который после смерти первой леди не только участвует в государственном перевороте по свержению Хуана Перона, но и получает задание тайно похоронить тело Эвы.

999

Для некрофилов сериал «Святая Эвита» — настоящее раздолье и пир духа. Безмолвно лежащую в гробу Эву неоднократно обнажают, изучают, поют ей песни, читают стихи — в общем, объективируют. Доходит до явных провалов по смыслу. Таким примером стала неудачная шутка из серии «зачем блондинки красят корни волос в темный цвет». Один из солдат Кенига получает копию тела Евы и, конечно же, лезет смотреть на интимную зону и выясняет, что волосы на лобке жены президента — темные. Удивление и эмоции не заставляют себя ждать, пока в дверь не стучится жена солдафона — такая же крашеная блондинка как Эва.

Здесь мы вспоминаем, что сериал — это экранизация романа Томаса Элоя Мартинеса, известного тем, что он рассказывал фантастические байки под видом нонфикшена, настаивая на том, что все это правда. Согласно его утверждениям, полковник Кениг хранил труп Эвиты в своем кабинете в штаб-квартире армейской разведки. Туда приглашались люди посмотреть, как он мочится и мастурбирует на тело, а также совершает множество других неблаговидных действий.

Есть в сериале и шутка о том, как везущего труп Эвы в машине Кенига останавливают западногерманские гаишники. Увидев, что хранится в ящике, служители порядка понимающе ухмыляются и подкалывают аргентинского дипломата, прося поделиться номером мастера, который изготавливает таких реалистичных кукол.

102

«Святая Эвита»

Традиционным байопиком «Святая Эвита» выглядит лишь в том временном промежутке, который начинается со знакомства Эвы с Хуаном Пероном в 1944 году. Здесь мы узнаём историю превращения провинциальной Золушки в принцессу. Пожалуй, эта часть сюжета оказывается наименее занимательной для просмотра — уж слишком причесанной и идеализированной преподносится зрителю политическая карьера Эвы, чей реальный путь был далеко не таким однозначным, вызывающим споры у современников и историков. В сериале же персона Эвы вырисована с очевидным налетом житийности. О житии не поспоришь — оно требует слез и восхищений. Обе эти эмоции создатели «Святой Эвиты» старательно пытаются вытащить из зрителя.

В сериале периодически появляются фрагменты из документальной кинохроники, на которой запечатлены реальные выступления президентской четы перед многотысячной толпой аргентинских граждан. Также в ходе своего расследования Мариано Васкес находит множество фотографий Эвы, Хуана и их ближайшего окружения. Некоторые из них действительно существуют, но в сериале лица реальных людей на снимках заменены лицами актеров.

Уругвайская актриса Наталия Орейро, известная по мыльным операм нулевых («Дикий Ангел», «Ты — моя жизнь»), выглядит несвежей для роли 20-летней аргентинки. Она отлично играет в рамках строгого драматического диапазона, но увы, не подходит по возрасту. Не идут ни мощные слои грима, ни белый парик. Эвита в ее исполнении предстает взрослой целеустремленной женщиной, с долей расчетливой кокетливости использующей мужское внимание.

Крайне сложен и образ самого Хуана Перона. Конфликтный и противоречивый президент в исполнении Дарио Грандинетти (снимавшегося у Педро Альмодовара в «Поговори с ней» и «Джульетте») предстает в «Святой Эвите» в неудачной интерпретации. Временами он вызывает смех, отчасти из-за обескураживающей апатии, которая присуща игре актера, а отчасти и из-за довольно неумного грима — на голове у Перона красуется парик из арсенала то ли Кобзона, то ли Кашпировского.

555

Такой портрет разительно отличается от реальной исторической фигуры — даже яростные критики и оппоненты Перона отдавали должное его магнетизму. Он по полной использует ресурс молодой жены и для своей карьеры, и для личной жизни. Его первая супруга умерла от рака шейки матки в возрасте 38 лет, продержавшись на семейном посту на пару лет дольше Эвы. Интимная связь со своим богом становилась для женщин фатальной в прямом смысле этого слова.

Интересно, что сериал «Святая Эвита» (Santa Evita) — это проект любви Марианы Перес из латиноамериканского отделения The Walt Disney Company, в связи с чем его демонстрировали на, казалось бы, ориентированном на семейный и детский контент стриминге Disney+. Работа над сериалом, к съемкам которого подключилась и кинозвезда Сальма Хайек в качестве исполнительного продюсера, велась 10 лет.

Сериал завершается, как обычно для Аргентины, титрами на фоне фамильного склепа, внутри которого на глубине шестого этажа после долгих мытарств все же погребено тело Эвы Перон. На самом деле мало кто из знаменитостей, захороненных в Аргентине, обрел покой в загробной жизни. Трупы многих центральных фигур страны неоднократно эксгумировались, уродовались и использовались в политических и финансовых целях. Не избежал этой участи и президент Перон, муж Эвы. В 1987 году воры проникли в его гробницу, отпилили ему руки и потребовали за них выкуп в размере шести миллионов долларов. Перонистские рабочие лидеры созвали митинг протеста, в котором приняли участие около 50 тысяч человек, а аргентинские газеты сетовали, что кража рук генерала отражает национальную тенденцию к увлечению мертвыми. Но продолжение аргентинского сериала про вездесущие руки президента ждать в ближайшее время не советуем — не тот масштаб звездной мощи.

777

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp