Мир держится на полезных идиотках, с этой фразой согласится любой харизматичный мужчина. Впервые в России алкокомедия про неудачниц 30+, и откуда они берутся. Смотрите с 20 сентября на SHOT TV
Знакомьтесь, это Марселла, и Марселла — одна из нас. Точнее не так. Мы — это Марселла. Я — это Марселла. Я/Мы — Марселла. Кто такая Марселла? Ну, говорю же, давайте знакомиться.
Мы встречаемся с ней на детском празднике, куда нашу героиню пригласили в качестве аниматора. Ей нужно сыграть Спящую Красавицу, ну вот она и заснула прямо на сцене, она по-мужски храпит, у нее, похоже, похмелье, а изо рта вываливается жвачка, призванная это похмелье хоть как-то скрыть (без шансов). Ночью она написала дюжину дурацких комментариев под фотографиями бывшего в соцсетях, впереди — целый день на то, чтобы все исправить. За день, увы, не получится, у нас впереди два сезона. Минимум.
Марселле чуть за тридцать, то есть, арифметически — все еще впереди, а по ощущениям — жизнь уже прожита и прожита зря. Она упрямо циклится на одном и том же мужчине, с которым все давно упущено, раз за разом теряя шанс устроить личную жизнь с нормальным парнем. Она, как и все мы, любит сериал «Друзья» и справедливо не доверяет людям, которые его не смотрели. Она мечтает о чем-то большем (быть популярной актрисой), но ей с трудом даются даже базовые человеческие чувства. У нее дисфункциональная семья, ее близкие не приучены слышать друг друга, и, судя по поющей в критические моменты бабушке, эта нездоровая история началась задолго до Марселлиного рождения. И если нет перед глазами привычной модели семейного счастья, как уж обойти героине проблемы с алкоголем и лишним весом.
Из проблем эмоциональных, неумения чувствовать ситуацию, вытекают проблемы финансовые. Отсюда же непростой характер, прожатые личные границы и вокруг люди, готовые ей напомнить о ее… так сказать, несовершенстве, при первой же возможности. Как тут не запасть на отношения, где нашу героиню хотят просто поиметь?
Марселла живет в лондонском коливинге среди таких же барышень как она: ни хуже ни лучше, ни умнее ни глупее, — просто с виду более адаптировавшихся. Однако на их фоне Марселла – дурная. А ведь ей уже 30+, она хочет нормальной жизни, у общества вокруг свои эталоны успеха, и как в них, в конце концов, вписаться и куда, черт возьми, девать амбиции?
Первые две серии зрителю смешно и неудобно за то, что происходит в фильме. На середине просмотра эмоции «ужас, какая дура» сменяются на эмпатию. Пока никто, включая психотерапевта, так и не рассказал Марселле о ней самой, какая она. А она добрая, честная (несмотря на воровство туалетной бумаги), сдержанная в своих желаниях, понимающая свое место и… такая уязвимая в своей дури.
В силу зрелости мать Марселлы чувствует ответственность за то, что с выросшими детьми что-то не так, и дарит: одному — путевку в реабилитационный центр, второй — к психотерапевту. Отметим, однако, чисто английские принципы: в шкале грехопадения семейного совета секс с «женатиком» приравнивается к употреблению наркотиков. Впрочем, если уж дальше разрешили метафоры: Марселла не так уж и далеко ушла от похожего на Урганта зависимого брата (Дилан Эдвардс). Заменить кокаин на пробежки по утрам, а углеводы на белки не так уж просто. А стоит появиться на горизонте бывшему, тут и психоаналитик бессилен. Каждую серию Марселла приходит в его кабинет и кормит историями, истории становятся флешбэками, флешбэки — эпизодами ситкома.
«Дурная» — даже не бенефис, а по сути «творческий вечер» (много-много вечеров) ирландской комикессы Рошин Конати, одной из пяти женщин, на секундочку, получавших премию Эдинбургской комедии. Здесь Рошин не только исполнительница главной роли, но и сценаристка, и продюсер. Полное имя комедиантки, кстати, — Рошин Марселла Конати, то есть даже антропонимически этот сериал про нее саму. Рошин не играет. Она либо живет в кадре, либо переигрывает, но переигрывает настолько беспощадно и мастерски, что таким образом обеспечивает лучшие образцы комедии положений: Чаплин, Аткинсон, Джек Блэк… разомкните ваши ряды, пустите даму в авангард. Если 20-е годы XXI века это время женщин-комикесс, то Рошин Конати родилась как нельзя вовремя.
Вокруг Рошин тоже не последние люди английской комедии: мать главной героини играет Полин Маклин из «Бесстыжих», отца — Френсис Маджи (Йорин из «Игры престолов»), брата — Дилан Эдвардс из «Торчков», то тут, то там в эпизодах мелькают знакомые по британским ситкомам лица.
Велик соблазн сравнить «Дурную» с «Дневником Бриджит Джонс». И там, и там трогательные фронтвумен не самой модельной внешности, ретроспективная манера повествования, куча уморительных гэгов, вместе складывающихся в довольно грустную историю… Пожалуй, такие параллели действительно справедливы, если убрать из дневника все лишние сантименты и заменить их циничными шутками в пропорции 1 к 10. Да, «Дурная» — это довольно циничное шоу, но ровно в той степени, насколько циничны «Монти Пайтон» или даже «Южный парк». Иногда посреди грубого юмора и отборной британской брани, произнесенной с идеальным BBC-произношением, пробивается, что та роза в шиповнике, сермяжная правда про всех девчонок за 30+. Ради таких моментов мы, в сущности, и смотрим кино. Не важно, трехчасовой ли это фильм в темном зале кинотеатра, или 25-минутый ситком перед телеком дома.
Почему я/мы Марселла? Каждая женщина 30+ хоть разок узнает в доброй толстухе себя. Злые языки говорят, что даже идеальная Кейт Миддлтон, ныне герцогиня Кембриджская отчаянно зажигала в барах с непредвиденными встречными на фоне разрыва, инициированного принцем Уильямом.
А уж с аксиомой авторства SHOT TV: «Мир держится на полезных идиотках» согласится любой харизматичный мужчина.