В 2025 году бразильская драма впервые в истории получила «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Разбираемся, почему она стала одним из главных событий киногода

Невымышленная реальность
История Бразилии середины ХХ века насчитывает двадцать один год военной диктатуры. За этот период сменилось пять президентов. Как и все общество, кинематограф страны пробует проработать все еще незаживающую рану от чудовищного террора того времени.
Режиссер из Рио-де-Жанейро Уолтер Саллес («Центральный вокзал», «Че Гевара: Дневники мотоциклиста») известен как автор запоминающихся картин, которые много раз становились обладателями наград на самых престижных кинофестивалях. Его фильмам рукоплескали в Каннах, Венеции, Берлине, Лондоне и Сан-Себастьяне. Многие из них не раз номинировались на премию «Оскар». После десятилетнего перерыва автор представил на суд зрителей проникновенную историческую драму «Я все еще здесь» (Ainda estou aqui) (2024).
Постановщик фильма вместе со сценаристом Мурило Хаузером («Невидимая жизнь Эвридики») адаптировали автобиографическую книгу Марсело Пайвы о жизни его семьи на протяжении сорока лет. В 1971 году его отец, бывший конгрессмен Рубенс Пайва, был арестован хунтой и пропал без вести. Юнис, его жена и мать пятерых детей, все эти годы искала мужа и пыталась обнаружить любую информацию о его судьбе. Режиссер картины в детстве сам был знаком с сыном и дочерями Пайвы и посещал их дом. Книга воспоминаний поразила его до глубины души. Его решение рассказать о внезапном обрушении мира и военной диктатуре через микрокосм одной счастливой семьи не было случайным. В своих интервью он часто упоминал о том, что события дней минувших становятся грозной реальностью в наше время, поэтому он сделал попытку предостеречь общество от повторения преступлений, ведь такие опасные тенденции наблюдаются прямо сейчас не только в современной Бразилии, но и во всем мире.
Мужество быть матерью
Счастливое семейство Пайва готовится к празднованию жаркого Рождества в Рио. Дети несутся через дорогу по песчаному берегу прямо в океан из гостеприимного, продуваемого свежими ветрами большого дома. Невозможно представить, что в это же время происходят аресты, пытки и убийства неугодных режиму людей. Но через шум волн, смех, детские крики, зажигательные латиноамериканские мелодии прорывается звук пролетающего военного самолета и гул грузовика, наполненного вооруженными людьми в форме. Через несколько часов люди в штатском ворвутся в безмятежный дом и уведут отца в неизвестном направлении. Мать останется ждать мужа, боясь рассказать детям о своих опасениях. Но скоро придут и за ней.
Роль матери семейства исполнила бразильская актриса Фернанда Торрес («Четыре дня в сентябре», «Песочный дом»). Для этой роли ей пришлось похудеть на десять килограммов. Реальная Юнис Пайва потеряла за двенадцать дней своего заточения одиннадцать килограммов. После бесконечных допросов и психологического давления ее выпускают. Теперь начинается долгое напряженное ожидание и отчаянный поиск мужа, пропавшего без вести. Юнис сильная духом женщина. Она понимает, что над нею и детьми нависает смертельная опасность, но стойко держит удар судьбы, не проронив ни одной слезинки.

В поиске утерянного времени
Уолтер Саллес — большой поклонник творчества Андрея Тарковского. В «Я все еще здесь» есть элемент недосказанности. Весь ужас происходящего вынесен за пределы экрана. Зритель погружается в жизнь семьи и смотрит на драматические события глазами детей и их матери, замечая лишь результаты действий: крики заключенных за стеной, тревожные звонки, задернутые шторы, чужих людей в доме. Напряженное и выразительное молчание в фильме о говорит больше, чем эмоциональные речи.
Великолепные актерские работы детей восхищают своей естественностью. Чтобы создать для всех исполнителей комфорт и погрузить в атмосферу 70-х, режиссер принимает решение снимать все события фильма в хронологическом порядке. В итоге это работает на постепенное нагнетание общего напряжения в кадре.
Экспрессивный стиль оператора Адриан Тейдзидо («Нарко») сближает художественное и документальное. Он снимает временные эпизоды в характерной текстуре того периода. Во избежание цифрового изображения была выбрана 35-миллиметровая кинопленка. Домашняя камера «Супер 8» перебивает поток изображения знакомым зернистым видео. Это мгновенно подключает к атмосфере, полностью погружает в быт маленького и дружного сообщества близких людей, придает картинке интимность.
Работа художника-постановщика Карлоса Конти («Че Гевара; дневники мотоциклиста») так детально акцентируется на обстановке большого живого дома, что он будто дышит теплом и любовью. Все это делает чужие воспоминания собственными.
Живые свидетельства истории
Премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале в 2024-м. На нее пришли все пять детей Рубенса Пайвы. В течение съемок они выступали главными консультантами съемочной группы. В 2025 году драма «Я все еще здесь» получает первую в истории бразильского кино престижную золотую статуэтку «Оскар». Но для режиссера Уолтера Саллеса самое важное достижение в том, что картина возглавила кинотеатральную кассу у него на родине в Бразилии. Два с половиной миллиона бразильцев за четыре недели пришли посмотреть фильм, и это значит, что им не все равно, каким будет их будущее. История о семье соотнеслась с историей страны. Фильм о преодолении и правде о темной стороне прошлого, о котором не принято было говорить, позволил целому народу лучше осознать настоящее.
