На второй неделе проката сиквел хоррор-хита двухлетней давности «Улыбка» стал терять аудиторию и вряд ли повторит двухсотмиллионный результат оригинала. SHOT TV рассказывает о франшизе, которая в любом случае уже состоялась.
Успех короткометражки о неудачном посещении психотерапевта
Всё ещё юная поп-звезда Скай Райли должна вернуться после лечения от зависимости и затянувшегося перерыва в карьере. Но накануне заявленного масштабного тура вынуждена обратиться к проверенному дилеру за более сильным обезболивающим. И оказывается проклята, вернее, заражена сверхъестественным вирусом, питающимся человеческой психикой.
Десятиминутку «Скрытень» (The Hidebehind, 2018) хорошо принимали в Портленде и Молинс-де-Рей, но успех пришёл к сценаристу и режиссёру Паркеру Финну в 2020 году. Тогда следующий его фильм той же продолжительности, история о не совсем удачном визите к психоаналитику «Лора не спит» (Laura Hasn’t Slept), поддержанная исполнителем роли того самого психоаналитика актёром Лью Темплом, выступившим исполнительным продюсером, была отмечена на South by Southwest (SXSW-фестивале) в Остине. А затем на старейшем американском киносмотре в Чикаго «Лору» наградили Золотым Хьюго как лучшую короткую ленту с сюжетом. Очень скоро Финн получил 17 миллионов долларов на полнометражный фильм ужасов и запустился в производство с «Улыбкой» (Smile, 2022), после каковой в кругу ценителей жанра его имя стало стыдно не знать.
Врач-психиатр с непроработанной травмой
Первая «Улыбка» начинается с пролога, продолжающегося всё те же десять минут, где как раз Лора, которой не спалось, оказывается на приёме в больнице. Но оттолкнувшись от стилистики, удачно применённой в короткометражке для демонстрации мерцающего сознания, Финн расширил концепт. Поэтому главной героиней фильма становится не она, а сотрудница больницы, врач-психиатр Роуз. Именно Роуз, пошедшую в эту профессию, так как её жизнь омрачила детская травма, связанная с болезнью и гибелью матери, режиссёр сопровождает по течению цикла демонического преследования, так похожего со стороны на душевное расстройство.
Выстрелившую в пост-ковидном прокате «Улыбку» (более ста миллионов только в североамериканских залах) нельзя назвать оригинальным фильмом. Но Паркер Финн умело использует актуальные наработки других авторов и на лёгкой ноге вплотную подбирается к двухчасовой продолжительности. Главным влиянием следует признать «Оно приходит за тобой» (It Follows, 2014) Дэвида Роберта Митчелла, где неизвестная сущность, принимая облик хороших знакомых и отталкивающих незнакомцев, невидимо для посторонних глаз шла по пятам заражённой жертвы.
Замкнутый круг из джей-хорроров
Параноидальный посыл Митчелла о невыносимости реальности, где кто угодно может оказаться злом, Финн дополнил тем, что его сущность не просто настигает и умерщвляет избранника, но и намеренно в течение недели играет с его сознанием, пока человек окончательно ментально не сдастся. Идея цикличности заимствована из ассимилированных Голливудом джей-хоррор-франшиз, конкретно у Садако/Самары, через неделю приходящей к тем, кто посмотрел «проклятую» видеокассету в «Звонке» (1998) и его ремейке (2002) (недаром и названия Ringu и The Ring значат не только «звонок», но и «замкнутый круг»).
Центральным же образом фильма стала неестественная гримаса, искажающая лицо тех, чей облик выбирает чудовище, пресловутая издевательская улыбка. И начав работу над сиквелом, постановщик определённо не желал самоповтора. Поэтому и выбрал в качестве следующей героини публичную фигуру: один из ключевых аспектов существования Скай в том, что перед ней постоянно все заискивают или деланно улыбаются. Это сценарное решение оправдано и тем, что механика действия «заболевания» уже раскрыта в оригинальной картине, где Роуз и её бывший, полицейский Джоэл, проводят расследование происходящего.
Грань между кошмаром и реальностью
Второй фильм — не детектив. Джоэл действует первые десять минут, самые интенсивные за предстоящие два часа. Следующие же шестьдесят пять Скай вместе со зрителями, пропустившими «Улыбку»-2022, недоумевает, что же происходит – пока не получает сумасшедшее предложение, как справиться с её проблемой.
Помимо выросшего масштаба («Улыбка 2» (Smile 2, 2024) рассказывает о человеке очень занятом, на коего многие рассчитывают), вторая часть движется в сторону утончения грани между кошмаром и реальностью. Действительно, в какой-то момент однозначная линия раздела между жизнью и жуткими видениями стирается. Тут нужно заметить, что мисс Райли и так есть от чего сойти с ума.
Во второй «Улыбке» вновь возникает образ матери, теперь это не тень из прошлого, а властная фигура, довлеющая над всем бытием певицы. И в её прошлом тоже есть место трагедии — не давней, а случившейся год назад. И мы сразу догадываемся, что доля вины героини в ней больше, чем нам говорится. Когда за человека всю жизнь принимают решения, те, что примет он сам, неизбежно будут деструктивными. Вторая «Улыбка» даже более, чем первая, — фаталистический фильм о саморазрушении. Отчётливо повторяющий, что от себя никуда и никогда не убежишь.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram