На SHOT TV — премьера скандального сериала «Уго Чавес. Команданте» производства SONY, посвященного бывшему лидеру Венесуэлы Уго Чавесу и запрещенного на родине диктатора
«Это мое частное мнение, но для меня Уго Чавес был раком в теле латиноамериканской политики. Он — гнилое порождение обиженного левого класса. Он мечтал не о том, чтобы спасти страну, а о том, чтобы отомстить. Эти левые ничем не отличались от правых, которых они так критиковали, пожалуй, даже были еще хуже. Чависты —это не дети Боливара, это дети Четвертой республики. Это метастазы больной демократии. Если бы у нас была здоровая демократия, Чавес никогда не занял бы такое место в нашей истории», — один из режиссеров сериала, Хуан Фелипе Кано, пожалуй, не мог высказаться однозначнее.
Они, конечно же, знали на что шли. Запуская свой самый амбициозный испаноязычный проект, боссы SONY надеялись, что о нем будут говорить на всех языках — это и произошло. Об «Уго Чавеса. Команданте» ломали копья в Латинской Америке и США, Великобритании и Японии — теперь, благодаря SHOT TV, сериал выходит в России. Vamos, дорогие друзья, усаживайтесь перед экранами поудобнее, ведь вы садитесь в кресло аттракциона.
На первый взгляд «Уго Чавес. Команданте» может показаться байопиком. Колумбийский актер Андрес Парра невероятно убедителен в образе Уго Чавеса, и остальные 600 (!) артистов создают детализированную картину венесуэльского общества конца ХХ века. Революция, реформы, социализм, диктатура. На самом деле сериал SONY — в значительной степени вид истории харизматичного лидера глазами западного общества.
Амбициозные харизматики — сам Чавес и его старший товарищ Фидель Кастро — хотели бы видеть себя народными идолами, героями революции, но в итоге предстают перед зрителями обыкновенными людьми, которым исключительно по стечению обстоятельств (непонятно почему с точки зрения здорового, привыкшего трудиться обывателя) достались власть и деньги.
«Я не верю в случайности! Весь этот сериал — план империалистических политиков, который заключается в том, чтобы мир забыл настоящего Уго Чавеса», — заявил, не дожидаясь премьеры, Председатель Национальной конституционной ассамблеи Венесуэлы Диосдадо Кабельо, а потом отдельно отметил, что прежде чем сыграть венесуэльского лидера, Андерс Парра исполнял роль наркобарона Пабло Эскобара, и это, конечно, тоже не совпадение, а «желание продюсеров связать личность Чавеса с криминалом». Вскоре «Уго Чавес. Команданте» был запрещен не только на венесуэльском телевидении, но и вообще в стране. «Если бы у меня были деньги, я бы подала в суд на SONY, хотя, возможно, я все равно сделаю это», — заявила вдова Чавеса, бывшая телеведущая Марисабель Родригес, которой сложно видеть полигамию собственного мужа с экрана.
Знакомые аргументы, не правда ли? Примерно то же самое говорили российские консервативные политики перед выходом «Матильды» Алексея Учителя, а актера Ларса Айдингера точно так же проклинали за роль в откровенном фильме Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». Негоже дескать, «порно-актеру» государя-батюшку играть! Кампании против «Уго Чавеса. Команданте» и «Матильды» действительно очень похожи, но самое главное их отличие заключается в качестве самого киноматериала. Фильм Учителя оказался куда скромнее раздутого вокруг него скандала, а сериал SONY своему контексту более чем соответствует. И как кино, и просто как история.
«Уго Чавес. Команданте» родился из-под острого пера Мойзеса Наима, известного венесуэльского журналиста, писателя и диссидента. Большую часть жизни он провел за пределами родины и, что называется, по фактам, критиковал Уго Чавеса в международных СМИ. Теперь он уничтожает экс-лидера своей страны художественным вымыслом. Наиму хватает таланта, чтобы не превращать Чавеса в карикатуру, хотя, кажется, порой ему очень хочется поступить именно так. Но он удерживается и наделяет оппонента множеством обаятельных черт — в начале сериала Чавес и вовсе кажется симпатягой: молодой, отважный революционер с горящими глазами и звездой во лбу. Да, Наим ненавидит своего героя, считает его безусловным злом, но не отказывает ему в талантах. Для противников Чавеса, «Уго Чавес. Команданте» — все равно что «17 мгновений весны» для советского зрителя. Прежде фашистов в кино чаще высмеивали, изображали глупыми и нелепыми, тем самым невольно принижая подвиг победителей. Но ведь если зло не смехотворно, а талантливо, умно и даже красиво — тем большее оно зло, и тем больше становятся те, кто с этим злом борются.
«Вы никогда не можете угодить всем. Главное — угодить искусству, — это уже слова исполнителя главной роли Андреса Парра, — Мне кажется замечательным, что мы не боимся высказываться на столь чувствительные темы, потому что это способ пробудить аудиторию. Поговорить с ней о политике».
«Уго Чавес. Команданте» — это политическое высказывание, детектив, мелодрама, триллер, а где-то и фильм ужасов. Отказавшись от документальной точности, авторы получили карт-бланш на любые средства воздействия на аудиторию. И они пользуются этими средствами, стреляя из всех доступных орудий. Порой кажется, что у этого сериала есть не только цвет и звук, но еще и вкус с запахом.
Как-то после речи Джорджа Буша-младшего в ООН, Чавес, выйдя к делегатам сказал: «Вчера на этой трибуне выступал дьявол. Здесь все еще пахнет серой». Теперь это запах самого экранного Чавеса. Не играйте с огнем, во время просмотра «Уго Чавес. Команданте» — пожар случится.
Смотрите! Только на SHOT TV!