Как стареющей женщине сохранить молодость и красоту? От решения этого вопроса сегодня зависит карьера, личная жизнь, да и вообще судьба доброй половины современного стареющего социума. Французская постановщица Корали Фаржа попала в самое яблочко.
Боди-хоррор «Субстанция» наделал шуму на Каннском кинофестивале 2024 года, получил «Золотую пальмовую ветвь» за сценарий и умудрился понравиться массовому зрителю. А все потому, что затронул самый актуальный вопрос женской половины общества: как не уйти с рынка, когда тебе уже за…, а традиционные методы не работают. SHOT TV разбирает все плюсы и минусы самого провокационного фильма года.
Стареющая звезда кино Элизабет Спаркл (Деми Мур) изо всех сил старается продолжать сиять на небосклоне. Она еще бодро ведет фитнесс-шоу а-ля аэробика Джейн Фонды на телевидении, но безжалостный продюсер Харви (Дэннис Куэйд) считает, что ее время ушло, и потребителю необходимо свежее лицо и тело. Актриса в отчаянии. Загадочный красавец с голубыми глазами предлагает ей попробовать сенсационное средство для омоложения. Из Элизабет рождается новенькая Сью (Маргарет Куолли). Но есть один нюанс. Двойник может заменять оригинал лишь на ограниченный срок. Потом необходима перезагрузка. Захочет ли молоденькая Сью добровольно уступить место потрепанному временем оригиналу? Адский эксперимент над собой влечет адские последствия.
Простой сюжет в постановке Корали Фаржа приобретает необычное выражение. Зрителя сходу ослепляют ядовитыми цветами, орнаментами, блестками, давят крупными планами, деталями и гигантскими надписями на весь экран. Именно так работает на телевидении рекламный ролик. Одни эти приемы, даже без учета последующих малоприятных телесных превращений, призваны создать дискомфорт. Его накопление в течение более двух часов грозит вызвать дурноту у нетренированного зрителя. Что это было, спросите вы?
Социальная сатира
Высмеивание пресловутого «мужского взгляда» неожиданно встречается с «женским». Демонстрация упругих девичьих прелестей соседствует с крупными деталями лица омерзительного босса и похотливых старичков-инвесторов. Ирония кроется в том, что все требования, которые предъявляли к женским стандартам мужчины, стали активно насаждать и сами представительницы «прекрасного пола». Так ли важно теперь, для какой цели женщины «исправляют» себя.
Первоначальное привлечение своим внешним видом подходящего самца уже давно сменилось пустой погоней за тотальной популярностью любой ценой. Прямолинейная сатира на методы продвижения живого товара в шоу-бизнесе и навязывания канонов красоты стреляет прямо в лоб без промаха. Элизабет получает желаемое, но все равно не может выскочить из порочного круга. Обновленная, она ничего не меняет в своей жизни и прямиком направляется на пробы к тому же мерзкому Харви (Вайнштейну?) Выход на сцену с маской-фотографией на лице в финале выглядит как горькая пародия на состояние самодовольной жертвы пластической хирургии, доходящей до абсурда в погоне за «совершенством». Публика до определенного момента делает вид, что не замечает фатальных изменений, превращающих звезду в монстра. Но это лишь вопрос времени.
Китчевая комедия
Молодая Сью пользуется старым телом Элизабет, выжимая из него жизнь по капле в буквальном смысле слова. Тревога девушки растет. Чтобы забыть о своей сущности, нужно убрать с глаз долой то, что напоминает о ней, запереть скелет в шкафу, а точнее в стене ванной комнаты, напоминающей операционную. И вот тогда иллюзия вечной молодости сможет еще на какое-то время поселиться в пустой головке розовощекой Барби. Разразившееся война между двумя ипостасями одной женщины приобретает в фильме поистине комедийно-гротесковый характер. И все это на фоне смешения кичевых дизайнов интерьеров и нарядов 80-х французского киностиля необарокко. Корали Фаржа рисует свои живые картины жирными мазками, используя множество киноцитат от Стюарта Гордона («Реаниматор») до Дэвида Кроненберга («Муха») и Стэнли Кубрика («Сияние»).
Самая горячая тема — эксплуатация молодости. Как известно, красота — страшная сила. Но молодость пострашнее будет. Она воплощена в образе Сью с ее обновленной физкультурно-танцевальной программой с узнаваемым референсом — женской корейской кей-поп группой Blackpink. Век айдолов (от английского idol — в Южной Корее так называют поп-звезд, которые обрели неслыханную популярность и считаются «идеальными». — Прим.ред.) скоротечен. Дальнейшие судьбы диковинных бабочек-однодневок незавидны. Но все это будет потом. А пока идеальная Сью лезет перед камерами и из кожи вон, чтоб понравиться всем и каждому.
Шокирующий боди-хоррор
Любой фильм ужасов работает с насущными страхами общества. Современные постмодернистские постановщицы Жюлия Дюкурно («Титан») и Корали Фаржа («Выжившая») представляют темы фильмов признанных королей жанра боди-хоррор под иным углом зрения. Человечество пугают неотвратимое старение и сопутствующие ему телесные изменения. Средняя продолжительность жизни увеличивается. Но перспектива существовать долго в виде безобразной старухи совсем не радует. Кажется, что у режиссера нет цели примерить зрителя с возрастом. Она показывает отвратительность дряблого тела, глубоких морщин, висящей кожи, лысеющей головы. Упиваясь видом безобразных швов и мутации тела, Фаржа намеренно пугает и шокирует зрителя. Зажатые страхи выходят наружу. Как ни странно, в итоге это оказывает полезный терапевтический эффект.
В роли Элизабет отважно снялась 62-летняя американская актриса Деми Мур («Приведение»). Она покорила Голливуд в начале 90-х. Потом начались ее эксперименты с прической («Солдат Джейн»), фигурой («Стриптиз») и лицом («Ангелы Чарли 2: только вперед»). В «Субстанции» актрисе так виртуозно удается воплотить Элизабет при помощи специального грима и накладок, что даже не хочется винить ее образ в примитивности и одномерности. Героиня — испуганная одинокая женщина на грани. Она отчаянно отвергает себя настоящую и обречена на поражение в борьбе со временем и собой. «Помните, это вы одна» — фраза из инструкции к чудодейственному средству могла бы дать ей почву для размышлений и спасению.
Сью воплощает восходящая звезда Маргарет Куолли («Однажды в… Голливуде»). Ее незамутненный умом наивный кукольный взгляд и напор дикого энтузиазма придают действию дополнительный импульс. Элизабет и Сью разные, но у них есть одно важное общее — они одержимы популярностью и желанием получить одобрение и любовь. А достойны они этой любви, как им кажется, только, если они молоды и красивы. За все эти годы Элизабет так и не наполнила себя содержанием, зациклившись на своем лице и теле.
Финальная сцена полностью нейтрализует все предшествующее напряжение фильма. Она превращает его в сатирическую черную буффонаду, которая ставит жирную точку всему этому занимательному аттракциону.
Эффектный визуальный ряд принес фильму широкую популярность, но и сыграл злую шутку. Несмотря на то, что картина имеет рейтинг 18+ и говорит на взрослые темы, она стала абсолютным фаворитом у современных подростков от 13 до 20 лет. Тинейджеры восприняли ее как типичный захватывающий хоррор. Да и к чему в юности сочувствовать проблемам «пожилой» женщины за 50?! Куда интереснее с азартом следить за изобретательным разложением плоти «старой ведьмы», от которого кровь стынет в жилах.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram