Toystory — один из самых титулованных короткометражных фильмов XXI века, удостоенный Оскара и еще двух десятков наград
Немецкая лента «Страна игрушек» Йохена Фрейданка это история разлуки двух друзей в нацистской Германии, история, которая покорила зрителей на всех континентах и привела к беспрецедентному кинокритическому консенсусу: одна из главных картин десятилетия о Холокосте — это короткометражная картина.
Неназванный немецкий город. 1942-й год. Камера скользит по клавишам фортепьяно — четыре детские руки играют минорную сонату. Это руки лучших друзей: Генриха и Давида — обаятельных мальчиков из двух семей, живущих в одном многоквартирном доме. Они так похожи между собой, что их можно принять за братьев, но только не для гестапо. Генрих — порядочный немец из семьи Мейснеров. Давид — еврей из Зильберштейнов. Жить ему осталось недолго: остальные соседи знают, с кем делят лестничную клетку и уже доложили в специальные органы.
«Почему Зильберштейны такие грустные», — спрашивает у мамы Генрих? «Потому что они скоро отправятся в путешествие», — отвечает ему сердобольная женщина, выбирающая ложь во спасение, — «В путешествие в страну игрушек».
Конечно Генрих тоже хочет в «Страну игрушек», конечно он не готов расставаться с лучшим другом, с которым они клялись провести вместе всю жизнь. «Но это слишком далеко», — со слезами на глазах говорит ему мама. «Да, это слишком далеко», — подтверждает Давид. Он-то прекрасно осведомлён, в какое именно путешествие его отправляют нацисты. Но Генрих не унимается, у него есть план, он знает, как попасть в вагон, который увезет его далеко-далеко из города. На самом деле — куда дальше, чем он может себе представить.
Фильм Йохена Фрейданка, получивший Оскар в 2009 году — это демонстрация гуманизма на фоне тотального варварства. Притча о том, как можно оставаться людьми в нечеловеческих условиях. Мы следим за пятью героями в разные моменты их жизни, и собираем их истории в один пронзительный сюжет.
Конечно, режиссер, а вместе с ним и вся съемочная группа, рисковали. Любой фальшивый взгляд, звук или пластмассовая декорация превратили бы картину в претенциозно-сентиментальную слезогонку. Именно поэтому мы знаем не так много исторических костюмных коротких метров, тем более, посвященных теме Холокоста. Хронометраж небольшой, бюджет под стать, а подготовка вполне сопоставима с крупной формой: цвет, свет, декорации, костюмы… Но «Страна игрушек» держит планку и на драматургическом, и на техническом уровнях, достигая своего пика в финале — на вокзальном перроне.
«Страна игрушек» — четвертый фильм Фрейданка. Три предыдущие работы — тоже короткометражки. Спустя десять лет он все еще работает в Германии, хотя вот уж кто, кажется, пригодился бы сегодняшнему Голливуду. При должном бюджете — эта же история могла бороться не за короткометражный Оскар, а за главные призы на церемонии.
В 2009 году фильм получил премию «Оскар» как лучший короткометражный фильм с формулировкой «За живое действие». Кроме этого на счету фильма еще 22 награды кинофорумов, среди которых — Международный кинофестиваль в Оденсе (Дания, 2008 год), Палм-Спрингский международный фестиваль короткометражных фильмов (США, 2008 год), Кливлендский международный кинофестиваль (США, 2009 год).