Самая известная и богатая семья Америки прикрывалась фасадом, за которым процветали шовинизм и дисфункциональные отношения. Упоение властью и грязное белье аристократического общества — в сериале «Клан Кеннеди»
Почти 60 лет прошло после одного из самых резонансных политических преступлений ХХ века — 22 ноября 1963 года в техасском мегаполисе Даллас на улице Вязов был застрелен 35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди. Историческая драма «Клан Кеннеди» стала убедительным доказательством, что от меткого выстрела в голову, властного папаши, мерзких болезней и «мужских демонов» не застрахован ни один лидер большого и сильного государства.
Кеннеди по-настоящему
В мини-сериале канадского телеканала History Television «Клан Кеннеди» представлена классическая версия истории 35-го президента США. Вначале он показан благородным, харизматичным, умным и азартным человеком, основная жизненная цель которого — трудиться на благо Америки. Создатели сериала не ограничились глянцевым изображением президента и могущественного семейства — с каждой серией зрители все больше погружаются в перипетии отношений представителей известной фамилии, становясь свидетелями их неприглядных поступков. Сериал наполнен флешбэками, то и дело напоминающими неприятные эпизоды жизни героев.
Как «рыба гниет с рыбака», так и семья президента разлагается с Кеннеди-старшего, отца Джона, умело расставляющего детей и всех, к семье принадлежащих, на места, исходя не из реальных потребностей личностей, а из собственных представлений. Так, Джон, по мнению Джозефа Кеннеди-старшего, должен стать президентом США, а его брат Роберт — всего лишь обслугой президента. Едва ли не самый богатый человек США властен, нарциссичен, не терпит возражений, женщина для него — лишь функция. Подобно императору Нерону, на закате карьеры выжившему из ума и игравшему в людей, Кеннеди-старший держит любовницу в доме при живой жене. Жестокость Джозефа проявляется, когда он не может принять болезнь дочери Розмари и договаривается с врачами о лоботомии, не поставив в известность жену.
В конце жизни отсутствие эмпатии к членам своей семьи выходит престарелому Кеннеди боком. Он проигрывает по всем фронтам: с позором уходит с политической сцены и… становится объектом мести со стороны жены — жертвы со стажем. Устав за пятидесятилетний брак от унижений, измен, любовниц и всей той гнили, которой не было бы, если бы американской женщине в ХХ веке дали право высказаться так, как в современном обществе, Роза отыгрывается на немощном старике, в первую очередь, лишив поддержки со стороны любовницы, а во вторую, вернув моральные издевательства над собой в виде унизительного обращения с физически ослабленным человеком.
Проклятие семьи Кеннеди
Как в любой нездоровой цепочке, семейная дисфункция передается из одного поколения в другое, не оставляя прогрессу времени шанса оздоровить семейное гнездо. И если и существовало знаменитое «проклятие семьи Кеннеди», то передавалось оно именно так — в виде семейной дисфункции. Чтобы соответствовать красивому фасаду на публике, надо отсоединиться от собственных чувств. Отсутствие связи с чувствами закрыло путь к интуиции. А без интуиции семье Кеннеди хуже, чем без денег.
Так, являясь дочерью критикующей матери, жертвой Кеннеди становится и Жаклин, чья роль ярко сыграна в «Клане Кеннеди» великолепной Кэти Холмс. Кажется, Жаклин так никогда и не была счастлива с Джоном. Полчища его женщин рассказывали, что Джон Кеннеди был плохим любовником: жадничал, прогибал под себя, отдавал предпочтение количеству и новизне. А для Жаклин он стал еще и плохим партнером, никудышным отцом. Мучаясь болью от измен мужа, который, подобно старшему Кеннеди, тащил любовниц в дом с детьми, Жаклин не хочет мириться с судьбой и решает покинуть ненавистный клан. Тут Джозеф Кеннеди делает все, чтобы не опозорить репутацию сына разводом, берет на себя роль адвоката дьявола и убеждает Жаклин принять поведение мужа как должное. Старик Кеннеди видит в амбициозной Жаклин украшение сына. А Роза Кеннеди высокомерно поучает молодую невестку «премудростям жизни», обрекая ее на роль жертвы в соответствии с представлениями церкви и общества. Когда-то сама Роза, будучи беременной Розмари, устала от измен мужа и ушла от него в родительский дом. Однако отец отправил ее обратно к мужу, заявив, что «место католички подле ее мужа и ее обязанность — сохранять семью». На фоне переживаний матери Розмари родилась умственно отсталой и стала еще одним «скелетом в шкафу» известной семьи США.
Как и Жаклин, Роза была объектом постоянных наблюдений со стороны врачей, мучилась бессонницей, тревогой, нарушенной функцией желудка. Одна из пассий старика Кеннеди, кинозвезда Глория Свенсон, свободная и уверенная в себе женщина, шесть раз бывшая замужем и имевшая бесчисленное количество любовников, высказалась по поводу терпения старшей леди Кеннеди: «Эта Роза должна быть святой, дурой или является лучшей актрисой чем я».
— Мой муж обеспечил мне жизнь. Жизнь, в которой мне довелось вырастить детей так, как это угодно господу, — говорит жена Кеннеди-старшего. (Как будто, уйдя от мужа она бы не получила обеспеченной жизни, — прим. автора).
— Но ведь он был нечестен с вами, — возражает Жаклин.
— Так же, как и Джек был нечестен с тобой. Наши с тобой супруги наделены великими талантами и великими изъянами. Мы сами выбрали их в мужья, — отвечает Роза.
— Я знала, во что ввязываюсь. Женщины всегда кидались ему на шею. Я лишь думала, что он будет отвергать хотя бы часть из них, — говорит Жаклин свекру, заявляя о намерении развестись. Циничный Джозеф покупает невестку. Зная ее любовь к деньгам, он рисует прекрасное будущее, в котором она либо станет первой леди США, либо получит миллион долларов в трастовый фонд, если Джек не попадет в Белый дом.
— Джеки, если ты разведешься с ним, то поставишь крест на его карьере, на всем, ради чего он работал, это его просто уничтожит, — говорит Кеннеди-старший.
— А как же я? Я не заслуживаю нормальной жизни? — спрашивает Джеки.
— Я знаю, он не ангел, как и все мужчины, но я знаю, что ты можешь быть счастлива с ним. Я об этом позабочусь, — обещает Кеннеди-старший.
Антагонистом главного героя президента Джона Кеннеди в фильме становится его брат, Роберт Кеннеди, генеральный прокурор США, на протяжении всего сериала живущий в тени Джека и обеспечивающий его безопасность. По мнению старика Кеннеди, Роберт слишком человечен, а значит слаб для верховной власти. У Роберта счастливый брак, он отказывает Мерилин Монро, потому что хранит верность жене, с удовольствием принимает участие в воспитании детей. Фанатично преданный семье, он организовывает избирательные кампании старшего брата и прикрывает его интрижки, как это было в истории с Монро, на почве алкоголя и психотропных средств нереалистично оценившей свои отношения с Джоном. Напомним, что Мерилин возомнила себя невестой 35-го президента США.
Этель счастлива в браке с Робертом, а после смерти Джона о таком муже мечтает и Жаклин. В фильме есть недвусмысленный момент, когда завидуя счастью здоровой модели семьи, Жаклин пытается расставить Роберту сети и проигрывает. «Это будет такое счастье, когда мы снова вернемся в Белый дом!», — говорит Джеки Этель, восторгаясь приближающейся победой Роберта. «Что значит «мы»? Теперь наша очередь!» — перебивает золовку Этель. Этель знает цену женской власти, она не собирается делить ее с Жаклин даже из жалости. Много лет наблюдая Джеки, Этель не питает иллюзий и по поводу ее моральных качеств.
Потеря статуса Первой леди США и больные амбиции толкают прекрасную 34-летнюю Жаклин на следующий виток ада — брак со старым, безнравственным Аристотелем Онассисом, видевшем в аристократичной молодой женщине прививку от чувства собственной неполноценности. Торговец табаком заграбастал аж недоступную жену президента США. Но это уже следующая итерация — «Клан Кеннеди: после Камелота», срежиссированного самой Кети Холмс спустя шесть лет после первого сериала.
Вся эпоха Кеннеди
Президентская гонка 1960 года, Карибский кризис, начало Вьетнамской войны, и, само собой, убийства как Джона, так и Роберта, — в сериале охвачены все значительные политические события эпохи. «Клан Кеннеди» не обошелся без известных личностей второй половины ХХ века — влиятельного гангстера США Сэма Джанканы, великого певца Фрэнка Синатры и выступавших в оппозиции к Кеннеди главы СССР Никиты Хрущева и лидера мятежной Кубы Фиделя Кастро.
Роль Джона Кеннеди убедительно сыграл комедийный американский актер Грег Киннир — номинант на премии «Оскар», «Золотой глобус» и «Эмми». Образ Роберта Кеннеди воплотил канадский актер Барри Пеппер, наиболее известный зрителю как снайпер из картины Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». За роль Роберта Пеппер получил премию «Эмми Прайм-тайм» как выдающийся исполнитель роли в мини-сериале. Роль Кеннеди-старшего блестяще сыграл великолепный британский актер Том Вилкинсон — дважды номинант на «Оскар», лауреат премий BAFTA, «Эмми» и «Золотой глобус». А образ Джеки Кеннеди воплотила экс-супруга Тома Круза Кэти Холмс, известная по фильмам «Бэтмен: Начало», «Телефонная будка», «Женщина в золотом», «Экстази», «Вундеркинды» и др.
Постановщиком сериала стал мальтийско-канадский режиссер Джон Кассар, создатель культового сериала 90-х «Ее звали Никита» и популярного сериала начала 2000-х «24 часа». За «Клан Кеннеди» Кассар удостоился премии Гильдии режиссеров США за лучшую режиссуру и был номинирован на премию «Эмми» за лучший мини-сериал.
Несмотря на то, что события, описываемые в «Клане Кеннеди», происходят в основном в Америке, сериал снимался как в США, так и в Канаде. Бюджет картины составил 30 миллионов долларов.
Мини-сериал «Клан Кеннеди» был впервые показан по североамериканскому телевидению 12 лет назад, получил положительные отзывы прессы, завоевал хорошие зрительские рейтинги и четыре премии «Эмми». И сейчас он остается острым и интересным, благодаря как профессионализму создателей, так и увлекательному сюжету, насыщенному событиями, которые, при всем своем шекспировском драматизме, произошли на самом деле.
Семье Кеннеди посвящено несколько сериалов. Исследования взаимоотношений внутри влиятельнейшего клана Америки начались с саги «Кеннеди» режиссера Джима Годдара еще в 1983 году, продолжились мини-сериалом «Кеннеди из Массачусетса» Лэмонта Джонсона в 1990-м (основное внимание уделено 54-летнему браку Джозефа Патрика Кеннеди-старшего и Розы Кеннеди), а затем и «Кланом Кеннеди», снятом в 2011 году. Именно этот сериал Джона Кассара, пожалуй, является наиболее полной биографией членов семейства
Джон Кеннеди, будучи личностью крайне киногеничной, появлялся на экране неоднократно и в довольно разных трактовках — от виртуального олицетворения свободы и справедливости в картине Оливера Стоуна «JFK» до сексуально озабоченного дегенерата в недавнем артхаусном фильме Эндрю Доминика «Блондинка».
Вообще же фильмов с представителями семьи Кеннеди несметное количество, включая политическую сатиру Дэвида Цукера «Американский выскочка», в которой 35-президент США предстает в виде телевизионного призрака, комедийный вестерн «Бабба Хо-Теп» Дона Коскарелли, где президент представлен как чернокожий обитатель приюта для престарелых, мюзикл Роба Коэна «Крысиная стая», героями которого стали Джон Кеннеди и его брат Роберт, и даже мультсериал «Школа клонов» (режиссеры Тед Коллье, Харольд Харрис, Фил Лорд), в котором самовлюбленный мачо и отчаянный бабник Кеннеди становится аутсайдером среди клонов других исторических деятелей.
Смотрите мини-сериал «Клан Кеннеди» на телеканале SHOT TV! Премьера первой серии 21 августа в 21.00.