РЕЦЕНЗИЯ / 18+

Что ж ты, Джокер, сдал назад? Рецензия на «Джокер: Безумие на двоих»

18 октября 2024

Режиссер мегауспешного «Джокера», испугавшись отклика, откатывает историю клоуна-злодея обратно – и делает это с песнями, плясками и Леди Гагой.

Чего хотят люди

Джокер, безумие на двоих, хоакин феникс, леди гага, тодд филлипс
Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»

«У меня закралось подозрение, что мы не даем людям то, чего они хотят», – говорит Джокер, разряженный в стилизованные яркие шмотки эпохи конца 1960-х. В этот момент они с Ли, на которой оранжевого цвета брюки-клёш и длинные блондинистые патлы, исполняют караоке-версию «To Love Somebody» группы Bee Gees. Делают они это на вымышленном телешоу, существующим лишь в воспаленном воображении размалеванного гримом главного героя. На этот момент, когда прошла уже добрая половина сиквела, это выглядит как акт саморазоблачения. Это знающая, издевательская ухмылка, сопровождающаяся плевком в лицо зрителям в зале. Потому что они действительно не получают то, что хотят.

Вышедший пять лет назад «Джокер» с Хоакином Фениксом в роли так называемого принца преступности шагнул далеко за пределы колонок кино и форумов комиксных гиков. Столь мрачный и жестокий фильм еще никогда не собирал миллиард долларов в прокате. Только что убив человека в прямом телеэфире, Джокер размазывает по лицу кровавую улыбку, пока собравшаяся толпа чествует его как своего пастыря. Дальше следуют награды «Оскар», разгоряченные споры о прославлении насилия, полицейские наряды возле кинотеатров, а токсичные инцелы-трамписты и протестно настроенные граждане по всему миру спешно осваивают азы макияжа. В этом случае люди явно получили то, чего хотели.

Старые песни о главном

Джокер, безумие на двоих, хоакин феникс, леди гага, тодд филлипс
Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»

Новости о том, что продолжение «Джокера» будет решено в жанре мюзикла, скорее обнадеживали. Выбор снимать супергеройское кино под суровые нью-йоркские драмы Мартина Скорсезе 1970-х тоже был не самым очевидным. Начнем с того, что в первой части уже звучит песня Фрэнка Синатры “Send in the Clowns”. Её напевают яппи с Уолл-стрит, издевающиеся над горе-стендапером в метро.

Банда отморозков, избивающая невинного беднягу под известную всем с младых ногтей мелодию? Где-то мы уже такое видели – правильно, в «Заводном апельсине» (A Clockwork Orange) Стэнли Кубрика. Тодд Филлипс лепил своего киноголема на века, из прочных крупных материалов. И безумный мюзикл про самого любимого злодея из комиксов про Бэтмена обещал феерию, радикально отличающуюся от первой части – тем более, что на роль напарницы была взята Леди Гага, которая, несомненно, может проявить себе как в песне, так и в плясках.

Начинается «Безумие на двоих» на удивление бодро – как пародия на серию довоенных мультиков Looney Tunes (как выясняется, этот сегмент сделал автор «Трио из Бельвилля» Сильвен Шомэ). В такой форме нам вкратце напоминают о предшествовавших событиях. С тех пор прошло два года, и Артур Флек (Хоакин Феникс) страдает от раздвоения личности в окрашенной в серо-коричневые цвета психушке Аркхэма и терпит бесконечные побои от тюремщиков (которых возглавляет большой шутник и затейник в исполнении Брендана Глисона).

Иногда Артур умудряется пропустить прием таблеток и погружается в мир фантазий, похожих на искаженные психоактивными веществами мюзиклы золотого века Голливуда. А во время посещения терапевтического музыкального кружка его замечает пациентка-блондинка (Леди Гага), уверяющая, что она раз 20 посмотрела популярный фильм про Джокера и вообще у них много общего.

Вниз по лестнице, идущей вверх

Джокер, безумие на двоих, хоакин феникс, леди гага, тодд филлипс
Кадр из фильма «Джокер: Безумие для двоих»

Достаточно быстро становится ясно, что фейерверки придется отложить и карнавала не будет – режиссер Тодд Филлипс раз за разом выбирает сценические и сюжетные решения, выражающиеся у нас термином «антикульминация», а на Западе – «антиклимакс». На древнегреческом это значит противоположное восхождению по лестнице действие – а мы хорошо знаем, как важна лестница для этого парня. Возникает она в кадре и здесь – но после этой сцены толпы туристов вряд ли захотят фотографироваться на ней.

Зритель ожидает, что Артур Флек воспрянет духом после встречи с Харлин, насовершает подвигов и посеет хаос. На самом же деле происходит совершенно обратное. Флек погружается все глубже в собственную никчемность. На английском языке его фамилия означает «пятнышко, маленькая частичка». Он не может рассказать ни одной шутки подначивающим его тюремщикам. Он то ли смеется, то ли плачет под дождем в тюремном дворе. Он много и напряженно курит, хотя сигареты, как известно, в тюремном мире, завоевываются с большим трудом. Здесь отдельно стоит упомянуть пошлейшую сцену, в которой Артур делится паровозом табачного дыма с возлюбленной.

Надев на судебное заседание фирменный костюм клюквенного цвета, Флек честно признается, что хотел толкнуть зажигательную обвинительную речь, но на самом деле он хочет просто сознаться в собственном ничтожестве. «Нет никакого Джокера. Есть только я. Я убил шесть человек. Лучше бы я этого не делал», – мямлит Артур Флек. Ли в этом момент встает со стула и покидает зал суда. За ней следуют и другие сочувствующие. Перед нами просто жалкий токсичный инцел, что с него взять, расходимся, народ.

Герои мюзиклов неожиданно взрываются пением и хореографическими па из-за переполняющих их чувств, которые нельзя иначе выразить. Артур Флек и Харлин Квинзел (героиню Гаги в фильме ни разу не называют Харли Квин, что характерно), кажется, начинают петь эти покрытые нафталином эстрадные стандарты лишь потому, что они как раз ничего не чувствуют – и им нечего сказать. Феникс, не будучи певцом, издает ртом откровенно хриплые звуки, не выходя за диапазон одной ноты (актерская игра его здесь тоже нарочито монотонна). Пытается ему соответствовать и Гага, чей натренированный шоубизом потенциал гораздо шире.

Учитывая, что исполняют их герои лишь в своих фантазиях, здесь можно было бы не стремиться к аутентичности – вообразить себя хорошим певцом может кто угодно. Но заставляя актеров нарочито плохо петь в полуосвещенных скудных декорациях, Филлипс метит в тот разряд манипулятивных и сконструированных анти-мюзиклов, круг поклонников которых довольно узок. Это «Танцующая в темноте» (Dancer in the Dark, 2000) Ларса фон Триера или недавняя «Аннетт» (Annette, 2021) Леоса Каракса. Такая музыкальная терапия обречена на провал.

Кто из нас без отклонений?

Джокер, безумие на двоих, хоакин феникс, леди гага, тодд филлипс
Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»

Добавив в микс жанр судебной драмы, Филлипс еще больше снизил и без того невысокий зрительский потенциал своего сиквела – к тому же противореча своему собственному методу. Сочувствующая Артуру юристка (ее роль исполняет Кэтрин Кинер) выбирает в качестве его защиты диссоциативное расстройство личности и создание выдуманного персонажа как месть за детский абьюз со стороны черствого общества. Выглаженный помощник окружного прокурора Готэма Харви Дент (Гарри Лоути из «Индустрии») считает, что Артур — всего лишь социопат, симулирующий психическое заболевание, чтобы избежать заслуженного наказания.

Чью сторону занимать зрителям фильма, непонятно. Судья в характерных для Мартина Скорсезе очках с крупной оправой, похоже, тоже неспособен определиться – за что и получает серию ударов молотком, с помощью которого должен приводить аудиторию к порядку. В чем виноват дядя Марти, решительно непонятно. В том, что именно его фильмы Филлипс ободрал как липку для триумфа первой части? По голове себе в таком случае постучи.

Может, надо ассоциировать себя с карликом, ставшим свидетелем преступлений Джокера в первой части и получившим от этого ПТСР (убедительный Ли Гилл)? Как же тогда быть с вынесенным в подзаголовок фильма реальным заразительным расстройством личности «помешательство вдвоем», которое передается партнеру? Служит ли оно оправданием проступкам клоуна-убийцы? Факт в том, что даже сеанс публичного самоуничижения в зале суда не служит спасением для Флека, его судьба становится лишь хуже. Посыл здесь очевиден – Артур становится жертвой именно своего нежелания или неспособности трансформироваться в яркого персонажа.

Небо осталось таким же

Джокер, безумие на двоих, хоакин феникс, леди гага, тодд филлипс
Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»

В итоге фильма одерживает победу именно то общество, против которого бунтовал Джокер в первой части. Остаются безнаказанными деспотичные тюремщики, стервятники-журналисты (одного из которых изображает британский комик Стив Куган), лишается своего главного оппонента и отсутствующий в кадре Бэтмен, вышедший из элитной семьи, как мы помним. Чувствуют себя обманутыми и последователи Джокера, от которых он буквально улепетывает как от прокаженных. Зрители все два с половиной часа экранного времени заняты тем, что пытаются разобраться, происходят ли разыгрываемые на экране сцены в реальности или это бред главных персонажей?

Режиссер Тодд Филлипс, как прилежный иксер, выбрасывает игрушки из коляски и карает зрителей за то, что им так понравился его первый фильм. Ковыряет мерзлой веточкой в мыльном вареве хлеба съеденного. Но на самом деле у Филлипса получился унылый анти-фанфик с 200-миллионным бюджетом (20 из которых ушли на его личный счет), где он целенаправленно и с садистским удовольствием уничтожает любимого всеми злодея из комиксов. Про Джокера за 15 последних лет было снято 5 крупных постановок, и следующую фанаты DC вряд ли увидят скоро.

Поп-культура, как известно, дама мстительная, и вполне возможно, что на каком-то витке в будущем «Джокер: Безумие на двоих» обретет культовую славу непризнанного шедевра вопреки стараниям его создателей. Но Филлипс повинен больше всего в том, что, как и его первый «Джокер», улетел далеко за кинорамки и попытался сводить счеты со всем прогнившим миром за неверное трактование его детища и за неумение отделять вымысел от реальности. При этом любой коррумпированный политик подтвердит Филлипсу, что нет абсолютно никакого подвига в том, чтобы не давать людям желаемое и обещанное. Обычная рутина.

Трейлер к фильму «Джокер: Безумие на двоих»

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp