РЕЦЕНЗИЯ / 18+

«Разбитые сердца»: мы выбираем, нас выбирают

24 марта 2025

Участник программы Каннского кинофестиваля и абсолютный хит больших экранов Франции разделил зрителей на два противоположных лагеря. Наш рассказ — об удачах и провалах громкой музыкальной драмы о безумной любви

Человеческая комедия

О любых ярко выраженных эмоциях сейчас принято говорить, писать и снимать с иронией и издевкой. «Большое чувство? Такое бывает? Давайте не будем. Обойдемся без драмы». Молодого зрителя пугает буря страстей. Чувства лучше не показывать, не говорить о них и… Лучше вообще не чувствовать. Но что, если ты молод душой и все еще ностальгируешь по былым временам, когда трава была зеленее, небо голубее, кровь краснее, а любовь горячее?

Французский актер Жиль Леллуш («Маленькие секреты») знает это наверняка. После нескольких неудачных проб он окончательно пересел в режиссерское кресло. Его бесхитростная комедия «Непотопляемые» (2018) покорила зрителей и дала уверенность продолжать начатое. Детство постановщика пришлось на дискотечные 80-е, которые прошли для детей из приличных семей под знаком подросткового фильма «Бум» (1980) Клода Пиното с юной Софи Марсо («Храброе сердце») в главной роли. Потом наступила отрезвляющая пора черно-белой жестокости, щедро разлитой в «Ненависти» (1995) Матье Кассовица. Как же хочется все это взять и перемешать в упоительных воспоминаниях молодости и выдать что-то до боли простое, по-хорошему старомодное и наивное. Похоже, что именно этот путь и избрал Леллуш, представив свой новый фильм «Разбитые сердца» на Каннском кинофестивале 2024 года ультражестокой романтической комедией. А ведь еще в античной поэтике комедией называли произведение, в котором соединены воедино бытовое и возвышенное с обязательно благополучной развязкой.

lamour ouf 1

Мальчик девочку любил

Умной Джеки (Мэллори Ванек) из хорошей семьи уже пятнадцать. Ее исключают из частного учебного заведения за дерзкое поведение, и она попадает в обыкновенную школу для детей, родители которых трудятся в порту приморского городка Дюнкерк. Местный семнадцатилетний хулиган Клотер (Малик Фрика) опасно гоняет на велосипеде и постоянно развязывает драки. Искра любви вспыхнет стремительным танцем под The Cure, растворится в ослепительном желтом поле рапса и прилипнет навеки над девичьей кроватью бьющимся сердечком из жвачки. А дальше все пойдет, как поется в дворовой песне, формой которой и является весь фильм: «Судили парня молодого. / Собою парень был красив, / Но в жизни сделал много злого». Клотер свернет с прямой дорожки и попадет в настоящую банду, а оттуда прямиком в тюрьму. Хоть он и не совершал того, за что его осудят, влюбленные расстанутся на долгих десять лет. Судьба повзрослевшей Джеки (Адель Экзаркопулос) могла бы сложиться иначе. Ее любящий папа (Ален Шаба) не нарадуется состоятельному жениху — менеджеру среднего звена (Венсан Лакост) и новому буржуазному быту своей малышки. Но тут случается УДО, и сердце молодой женщины, все еще обливающееся кровью по любимому Клотеру (Франсуа Сивиль), снова начинает биться быстрее.

lamour ouf 2

Сентиментальный олдскул

«Разбитые сердца» вошли в основную программу Каннского киносмотра. Существует мнение, что это произошло только потому, что, по правилам, у страны-хозяйки есть квота на большее количество фильмов. Но после премьеры зрители аплодировали стоя в течение пятнадцати минут, что немало. На кинофестивале фильм не получил наград, и критики, ругая его, отодвинули вниз списка претендентов на награды. Но при этом все лето он шел с аншлагом в кинотеатрах по всей Франции — его посмотрело более пяти миллионов зрителей. В чем же кроется секрет такой популярности? Так ли прост этот незатейливый и амбициозный фильм? Почему, критикуя за вторичность, его продолжают смотреть даже при таком гигантском для мелодрамы хронометраже — два часа и сорок шесть минут?

Уже в названии фильма заложена игра слов, которая не перешла ни в английский, ни в русский варианты. Более точное эмоциональное «Ух, какая ж любовь» настраивает на стилизацию и условность.

Литературный первоисточник — роман ирландского писателя Невилла Томпсона «Джеки любит Джонсера, ясно?» — стал основой для сценаристов Жюльена Ламброшини («Арам»), Ахмеда Хамиди («Непотопляемые») и Одри Диван, обладательницы «Золотого льва» за лучший фильм «Событие» (2021) на Венецианском кинофестивале. В непринужденной любовной истории им удалось сместить акценты. На передний план выступают и другие важные темы: альтернативный выбор и отрицание насилия.

Действие не провисает — постоянно чувствуется динамика ритмического монтажа Саймона Жаке («Финишная прямая»). За особую аутентичность эпохи отвечали художники Жан-Филипп Моро («Французский транзит») и Изабель Паннетье («1+1»).

Танцевальные номера под популярные узнаваемые мелодии 80-х и 90-х порой резко врываются в повествование, но не нарушают общей гармонии фильма. Саундтрек соединяет оригинальные мелодии, написанные для фильма известным кинокомпозитором Джоном Брайоном («Вечное сияние чистого разума», «Магнолия») и известные поп-хиты.

В унисон с общей атмосферой работает и оператор Лоран Танги («Притворись моим парнем»). Отдавая дань стилю любовно-криминальных кинодрам конца ХХ века, он выплескивает яркий неон ночных клубов и дорожных магистралей, сгущает тень, поглощая лицо местного мафиози Ла Броссе (Бенуа Пульворд), включает изобретательные ракурсы и тревожные голландские углы во время нападения банды, не сдерживает себя в живописных общих планах с влюбленными.

Молодые актеры Малик Фрика и Мэллори Ванек, сыгравшие юных героев, нисколько не уступают по своему запалу и искренности уже опытным и известным Адели Экзаркопулос («Жизнь Адель») и Франсуа Сивилю («Три мушкетера: Д’Артаньян»), которым они передают эстафету во второй части фильма.

lamour ouf title

Неочевидная вариативность

Сюжетно фильм не так прост, как может показаться на первый взгляд. Кроме затмения любви, он фокусируется и на деструктивности жестокости и насилия и поиске иного выбора. Режиссер строит повествование таким образом, что возникает вопрос: является ли вводная сцена с трагическим исходом реальностью или возможным вариантом развития драматических событий? Клотер должен сделать выбор: будет ли он продолжать круговорот жестокости или в силах остановить его ради надежды на счастье. Первый вариант с выбором насилия окажется фатальным. Дальнейший полуторачасовой флешбэк о зарождении чувства, расставании и последующем десятилетнем пути к тому же самому решающему повороту подсказывают то, что именно открывающая сцена и была суровой реальностью. Она оборвалась для Клотера в салоне автомобиля, а для Джеки в телефонной будке. Но при ее повторении девушка видит своего любимого и делает шаг ему навстречу. Так фильм дает героям шанс переиграть все заново и выиграть у судьбы свою любовь. И она будет так же сильна и нежна у кассирши и грузчика супермаркета, как и у барышни и хулигана в их трепетной юности.

Мораль сей басни такова

Еще одна важная тема — недостаток понимания и отсутствие коммуникации. Клотер пишет 457 слов для Джеки на листке в тюрьме, чтобы выразить свои чувства. Их произнесение служит важным кодом для новой ступени их отношений. Именно слова Джеки смогут помочь избежать и столкновения с менеджером, который пытается унизить героя. Авторы фильма, подобно классическому французскому баснописцу Жаку де Лафонтену, не раз упоминающемуся Джеки, выводят и свою собственную мораль: отказаться от насилия возможно. И поможет в этом хорошо развитый словарный запас и конечно же всепобеждающая любовь.

lamour ouf 3

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp