Закон командных видов спорта: самое забивное нападение делает тренер-защитник, непробиваемую оборону — ставит бывший нападающий. Режиссер «Разговора» Ромуальд Буланжер доказал, что похожая логика работает и в кино.
Знаменитый французский комик, продюсер и шоумен «играючи» снял один из лучших триллеров 2019 года в коротком метре.
Когда в дивном, чудном и пережившем CoVid-19 мире критики будут составлять историю кино, «Разговор» войдет в нее с титулом «Самая успешная из успевших до эпидемии» короткометражек. Кто и когда теперь ее обгонит, если фестивали отменены, а в послужном списке ленты Буланжера — 28 наград? Завоеванных фактически за полгода — с середины сентября до конца коронаносной зимы. Для сравнения — у «Огня в воде», конкурента «Разговора» по фестивалю «Большое яблоко» в Нью-Йорке — иконостас вчетверо меньше. А снят он в 2018-м.
Никто, в общем, и не сомневался, что Ромуальд Буланжер рожден под счастливой звездой. Один из 10 самых любимых радиоведущих Франции по версии журнала Strategie. Создатель более 50 программ и сериалов на французском ТВ. Друг покойной Уитни Хьюстон и ныне здравствующей Мадонны. Партнер Майка Тайсона и Стивена Сигала по съемочной площадке. Компаньон Кристофера Ллойда и менеджер певицы Nadiya (за 7 лет продал 5 млн ее пластинок). Режиссер рекламных клипов для L’oreal, Danone и прочих французских гигантов докоронавирусной эпохи. Наконец — любящий муж красавицы-журналистки Мари-Анж Казальты и счастливый отец двух детей.
Чего ж ему надо было, хороняке? При таких-то успехах? Да вот как раз успеха и не доставало. Но особого — режиссерского. На портале IMDB Буланжер до сих пор представлен как писатель, актер, продюсер. А ведь после «Разговора» придется создавать новый раздел. Деваться некуда: Буланжер снял отменный suspens.
В «Разговоре» соблюдены, кажется, все законы идеального триллера по Хичкоку. Создатель ленты взял простую историю, за которой легко угнаться — один вечер на радио в прямом эфире с популярным ведущим. Нацелился и поймал эмоцию, то сближая, то отдаляя зрителя от главного героя Элвиса. Придал должный объем происходящему — за счет монтажа разных точек зрения (заодно открыл для публики вечный прищур своего давнего друга Тома Хадсона – и, боже, какая глубина нашлась под очками его персонажа, звукорежиссера Дилана!) Выставил баланс между смехом и напряжением. А в конце, как и полагается идеальному триллеру, обманул все ожидания.
Впрочем, бомба последних кадров нипочем бы не взорвалась, если бы сценарист Буланжер не подбросил продюсеру Буланжеру мысль — пригласить на главную роль Уильяма Болдуина. Не самого богатого, не самого скандального, а самого незвездного из всего сонма насмешливых братьев Болдуинов. Ни Алан, ни Стивен, ни Дэниел не смогли бы так сыграть человека, настолько сильно переживающего за своих близких. Только Уильям, честно признающий: «Если у меня есть выбор между семьей и работой, моя семья выигрывает каждый раз».
Полностью захватив внимание зрителя и окончательно завоевав его доверие, Буланжер успевает, к тому же, подсадить в его голову свой собственный вирус. С учетом количества наград, фамилии режиссера и года выхода фильма, этот «троян» вполне можно назвать — CoBulanger-19. Он приживется, размножится, и через некоторое время вы «вдруг» начнете задавать себе вопросы из категории «вечных». Всегда ли мы делаем сами то, в чем убеждаем других? Остаемся ли собой, если в какой-то ситуации жизнь — или Высшие силы? — решает нас «поскрести»?
Или вот еще. Властители наших дум — радиоведущие, писатели, шоумены, политики — сколько душ они губят своими призывами, шутками, или просто неосторожными словами? Всегда ли сознают цену сказанного? Понимают ли, что в один прекрасный день или поздний вечер, в Лос-Анджелесе или любом другом городе Земли — обиженные ими люди или близкие обиженных могут предъявить счет за сказанное? Чем более смутно время, в которое мы живем, чем больше саспенса вокруг, чем глобализованнее мир, тем короче время между гневной мыслью и действием. И расстояние между рукой и рукоятью ножа или пистолета.
Внешне легкий и короткий «Разговор» превращается в притчу. И продолжает долгую и бесконечно трудную беседу о смысле жизни и силе слова.
Фильм о цене наших слов и дел заканчивается. А ужас от того, что придуманная и отлично рассказанная история — реальна и возможна (причем сегодня — больше, чем когда бы то ни было!), остается.
Снимая в последний раз шляпу перед открывшемся миру режиссерским талантом Ромуальда Буланжера, обещаешь себе исправиться и никогда не болтать попусту. Получится вряд ли. Но за CoBulanger-19 — все равно спасибо.