РЕЦЕНЗИЯ / 18+

Первый среди равных, или Как всех уравнять

14 марта 2025

Студия A24 представила новый фильм. Джон Малкович играет поп-идола

Джону Малковичу подвластны роли любого калибра: на заре своей карьеры он сыграл виконта-интригана Вальмона в «Опасных связях» (1988), которые одновременно прославили и его, и Уму Турман с Киану Ривзом. Он был доктором Джекилом и мистером Хайдом в экранизации готической повести Роберта Стивенсона («Мэри Райли»). Каждый раз к лицу актеру приходились роли королей — в «Жанне д’Арк» Люка Бессона и «Распутнике» Лоуренса Данмора. Не забудем и папу римского в «Новом папе». Больше того — он сыграл самого Джона Малковича в картине «Быть Джоном Малковичем»!

В марте 2025-го на экраны вышел фильм Марка Энтони Грина «Опус» от студии A24, в котором Малкович сыграл отставную поп-звезду.

opus title

Альфред Моретти — Superstar

Начало фильма интригует: мы оказываемся в эпицентре грандиозного концерта. Не видя исполнителя и слыша только инструментальную блюз-роковую часть композиции, мы наблюдаем за отдельно взятыми фанатами в зале. Эти люди, выхваченные из толпы софитами, кайфуют от концерта, не скрывают эмоций и двигаются в такт музыке. Это «подглядывание» за, в общем-то, интимным процессом прикосновения к талантливому творчеству, настраивает на нужный лад — ждешь чего-то невероятного или хотя бы особенного.

И вот мы оказываемся в бурлящей редакции преуспевающего издания и знакомимся с одной из журналисток — скромницей Ариэль Эктон в исполнении Айо Эдебири («Петля времени»). Работая уже третий год, Ариэль никак не может добиться того, чтобы попасть в обойму ведущих журналистов. Ей перепадает писать о всякой мелочевке, которая ни при каких условиях не попадет на первые полосы. Девушке, однако, очень хочется заявить о себе, рассказывать о своих чувствах, делиться своим видением тех или иных вещей. Об этой своей голубой мечте она рассказывает старому другу Кенту (Янг Мазино), но тот непринужденно спускает ее на землю: мол, ее чувства и видение никому неинтересны. А еще, совершенно по-дружески, он сообщает, что Ариель — заурядная журналистка. И в этом нет ничего плохого, ведь заурядно большинство людей.

Тут-то в прессу и просачивается сообщение о том, что после тридцатилетнего молчания с новым альбомом возвращается поп-звезда начала 90-х Альфред Моретти (Джон Малкович).

Ничтоже сумняшеся продюсер звезды возвещает, что новая пластинка Моретти станет одной из резонансных записей современности и вообще всех времен, а заодно авансом ставит ее в один ряд с альбомами Triller, Hotel California и Nebraska. Сразу поясним, что речь идет о работах Майкла Джексона, группы The Eagles и Брюса Спрингстина. В США они крайне популярны и их значимость никто там особо и не оспаривает. В наших, российских широтах Спрингстин не так уж и известен, а The Eagles многие почитают создателями одной лишь отличной песни — Hotel California, что крайне несправедливо. Но таковы реалии.

Также мы узнаем, что: альбом «Просьба Цезаря» (Caesar’s Request) — у Моретти восемнадцатый по счету; в свое время он встречался с супермоделью Синди Кроуфорд, водил знакомство со многими знаменитостями, в том числе с римским папой.

Моретти — образ собирательный. Как исполнителя его можно отнести к глэму и новой волне электропопа. В его экстравагантном образе видны отсылки к ряду поп-икон вроде Принса, Мадонны и Шер. Шикарные наряды он меняет как перчатки, и будет удивительно, если в будущем году художник по костюмам Ширли Курата не окажется в числе претендентов на «Оскар».

opus 1

Местечко, весьма отдаленное

На презентацию нового творения затворника Моретти приглашены лишь избранные представители прессы. И чтобы добраться до резиденции звезды, им предстоит совершить перелет на частном самолете и проехаться четыре часа на автобусе.

По неясной никому причине на презентацию приглашают не только главного редактора издания, где служит Ариэль, но и ее саму — буквально серую мышку от журналистики.

О том, что гости оказались в некоей религиозной секте, Ариель догадывается сразу, так же как и зритель. Поначалу остается непонятным, кому или чему поклоняются сектанты — самому ли Моретти или чему-то иному.

Поп-звезда не заставляет себя долго ждать и, эффектно представ перед гостями, травит им байку про Чака Норриса и Мохаммеда Али, убивающих комаров. Журналисты тают от рассказа и внимания к ним хозяина и не придают значения странностям, происходящим у них под носом. В отличие от Ариэль.

Вечером героиня слушает в своем номере первую песню с альбома…

Нужно отдать должное композиторам — музыка в «Опусе» хороша. При ином раскладе вся идея с отставным поп-кумиром пошла бы прахом, ведь при неубедительном саундтреке зритель не уверовал бы в талант Моретти.

Так вот, первая песня — лирическая баллада о юношеской любви — по своему настроению и искренности напоминает некоторые песни Джона Леннона. Да-да, не больше не меньше. Вторая же вещица с «Просьбы Цезаря» сочинена в духе электропопа, подкупает желанием отправиться на танцпол. Это некий танец экстаза, сопровождаемый несколько вульгарным, но привлекательным текстом.

За музыку в «Опусе» отвечали Найл Роджерс и The-Dream. Найл является сооснователем фанк- и диско-группы Chic и продюсером. В числе его «подопечных» Дайана Росс, Дебби Харри, Дэвид Боуи, INXS, Duran Duran, Мадонна, Мик Джаггер, Daft Punk. Под псевдонимом The-Dream скрывается американский R&B- и соул-исполнитель, двукратный обладатель премии «Грэмми».

opus 2

Первый среди равных

Ариэль, чувствующая себя неуютно в поместье Моретти, пытается выяснить, что же здесь происходит и какую религию исповедуют поп-звезда и его окружение. Она подмечает, что он собирает вокруг себя людей творческих — музыкантов, художников, писателей.

Моретти с удовольствием рассказывает Ариэль, что он и его товарищи — уравнители (к квакерам прошлого они не имеют никакого отношения). Он объясняет, что человечество обязано всевышнему не только своим существованием, но и талантом, которым тот наделяет некоторых людей. Поэтому каждое творение талантливого человека — это возврат долга всевышнему.

На самом деле философская концепция, представленная в «Опусе», несколько запутана и сбивает с толку. Очевидно одно: при всем стремлении уравнителей к равенству всего и всех у них должен быть лидер. И Моретти не просто претендует на это звание, он давно является главой секты, которая, по его убеждению, однажды восторжествует. Восторжествует не потому, что ее представители физически сильны, не потому, что они большие интеллектуалы, а потому, что они творцы, творческие единицы, а за ними — будущее.

В отдельно стоящем шатре Ариэль видит человека, который ножом вскрывает сотни устричных раковин. Когда она спрашивает Моретти о том, чем занят этот человек, звезда отвечает: он ищет жемчужины для бус, которые носят адепты. На сотню раковин может попасться лишь одна жемчужинка — и это главное в его труде. Ведь и среди сотен людей лишь один истинно одарен.

Философия философией, а главный вопрос остается неразрешенным: почему Моретти пригласил именно этих журналистов? Зачем ему потребовалась малоопытная Ариэль? Ответ зритель получит. Правда, довольно предсказуемый. Той интриги, которая была у Агаты Кристи в «Десяти негритятах», тут и близко нет.

Довольно непредсказуемым окажется финал «Опуса». И кода прозвучит не тогда, когда ее больше всего будет ждать зритель, уверенный, что создатели повели его по прямому пути какого-нибудь заурядного слэшера, а несколько позже. Кода прозвучит уже после коды — позволим себе выразиться именно так.

opus 3

Кто вы, мистер Грин?

Марк Энтони Грин — лицо на режиссерской скамейке новое. «Опус» — его первый полнометражный фильм.

Начинал Грин журналистом в журнале GQ. Проведя тринадцать лет в журналисткой шкуре, он вдруг понял, что хочет снимать кино, и в 2017 году появилась его первая работа — короткометражка Trapeze, U.S.A, через шесть лет — «Опус».

Грин признается: его не раз спрашивали о том, что вдохновило его на создание фильма. Многие предполагают, что в основе лежит личный опыт, ведь, будучи журналистом в мужском журнале, он не раз делал интервью со знаменитостями. Это предположение Грин опровергает, равно как и заявления о том, что «Опус» — антижурналистская картина, фильм, выступающий против современных медиа. Для Грина было важно рассказать о возникновении культа личности, об одурманенных людях, об опасности сект и всем в этом роде.

С выбором Джона Малковича на роль эпатажной звезды Грин не прогадал. Перешагнувший порог семидесятилетия актер выглядит моложе своих лет и, облачаясь в наряды, сшитые для фильма, скидывает еще десяток. Костюмы сидят как влитые, а герой Малковича обворожителен и удерживает внимание. Характер Моретти раскрывается постепенно — тайны, хранящиеся в омуте его души, выплывут на поверхность не сразу, а когда это случится, не поздоровится всем — несмотря на призыв к всеобщей уравниловке, герой Малковича был и остается вожаком стаи уравнистов.

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp