Осенью 2024-го состоялся цифровой релиз франшизы «Дом ада»
Все четыре части в российских кинотеатрах не шли, так что любителям смотреть кино дома на диване повезло особенно — выходить из квартиры не пришлось.
Над производством работали студии Cognetti Films и Marylous’ Boys, пока ничем больше в кинопроме не отличившиеся. Да и режиссер и сценарист четырех частей — Стивен Когнетти, поклонник Стивена Кинга и классического «Изгоняющего дьявола», — лицо в жанре хоррора пока новое, но, как показывает франшиза, неслучайное.
«Дом ада» (Hell House LLC) (2015) обращается к жанру «найденная пленка» и немного (к счастью, совсем немного) к мокьюментари — псевдодокументалистике. Последняя призвана на помощь, чтобы объяснить происходящее и создать связующие звенья между сюжетными частями.
Отель покинутый
В маленьком городке Абадонне стоит заброшенный одноименный отель. Абадонна, или Аваддон, — термин из иудаизма и христианства. В Откровении Иоанна Богослова это имя носит «ангел бездны», царь саранчи. Также это ангел смерти и разрушения. Примечательно и то, что демоническое имя созвучно английскому abandoned, то есть «оставленный», «брошенный», и оно вполне соответствует статусу отеля.
Пол приобретает покинутый отель, чтобы превратить его в аттракцион ужасов. Помещения особо не нуждаются в стилизации, достаточно придать комнатам более зловещий вид, наполнить их пугающими отвратительными манекенами и уделить внимание «изюминке» здания — подвалу. Стены подвала изрисованы сатанинскими символами, но Пол не желает искать доказательства обреченности здания, в котором много лет назад таинственно исчезли постояльцы и повесился хозяин — мистер Талли. Вместо этого уверенный в своей правоте Пол убеждает друзей (одного сыграл Гор Абрамс, ныне известный по «Субстанции»), что все детали — не более чем антураж.
Журналистское расследование, которым начинается «Дом ада», сменяется съемками с одной-единственной камеры. Полу, проводившему хоррор-шоу в большом городе, хочется развить успех в американской глуши. И провинциальный триумф, разумеется, следует запечатлеть на видеопленку — ту самую, которую потом изучат журналисты, рассказывая о трагическом вечере премьеры.
Подвал, самое притягательное место для героев многих ужастиков, превращается в обиталище трех жутковатых клоунов. Вместе с ними посетителей будет встречать прикованная к стене молодая девушка (живая) в нижнем белье. В общем, кровь в жилах гостей аттракциона обязательно застынет.
Клоуны-манекены, однако, не так безобидны — один из них постоянно оказывается в разных частях отеля, как будто кто-то носит его туда-сюда, чтобы напугать устроителей шоу. И хотя некоторые из них всерьез напуганы путешествиями клоуна, никто не хочет признать того факта, что «Абаддон» всеми силами подает знаки и намекает: «Убирайтесь по-хорошему!»
Хорош «Дом ада» тем, что создатели не прибегают к набившим оскомину скримерам. Атмосфера ужаса нагнетается постепенно, и служат этому таинственные образы, тени, темные силуэты, звуки, мелодия старого пианино, внезапно играющего без музыканта. Никто и ничто не появится внезапно из-за угла — это слишком примитивно. И даже если клоун повернет голову, он сделает это так, что вы сразу не поймете, в чем дело.
Мы заранее поставлены в известность, что предприятие Пола и его товарищей ждет не просто неудача, а нечто ужасное, но создатели искусно оттягивают финал, позволяя зрителю пощекотать себе нервы.
Там, где кончаются найденные пленки и дело доходит до развязки, на авансцену выходят журналисты, которые помогали двигать сюжет. И предугадать, куда они направятся, несложно — в подвал. Он встретит их, мерзко осклабясь. Он доволен, что очередные жертвы попались в расставленные сети. Зритель же поймет, что без продолжения тут никак не обойтись, ведь загадка «Абадонна» не разгадана — завеса тайны едва приподнята.
Мистер Талли, ваш выход!
«Дом ада 2» вносит сумбур в понимание сквозной истории, рассказываемой создателями. И то, за что их довелось похвалить (за превалирование жанра найденной пленки), отошло на второй план, уступив место мокьюментари.
Немало экранного времени отводится ток-шоу «Загадки по утрам», герои которого пытаются разобраться, что же случилось в «Абаддоне» семь лет назад (столько прошло между событиями двух частей). За продолжительный период времени в отеле пропадали люди — случайные гости и любители острых ощущений. Все они сгинули, остались только видеопленки. И тут возникает резонный вопрос: кто эти пленки собрал и передал на телевидение? Допустим, это сделали полицейские, но, по сюжетной логике, должны были пропасть и они. В общем, придется смириться с данностью: люди пропадали, но их видеозаписи чудом уцелели и как-то добрались до журналистов. И последние стали главными героями «Дома ада 2».
Съемочная группа во главе с Джессикой Фокс (Джиллиан Хёртс) отправляется в отель, чтобы пролить свет на таинственные события. Все здесь осталось в прежнем виде, если не считать следов разгрома, учиненного перепуганной толпой из первой части.
Клоунов, тех самых зловещих обитателей подвала, мы не увидим до 48-й минуты, да и не они теперь главные (пугающие) лица. Все чаще в кадр попадают черные фигуры в капюшонах. Это культисты. Речь о культе, проводившем обряды в подвале. Внезапно оказывается, что члены культа покончили с собой вместе с хозяином отеля — Эндрю Талли (чтобы обрести новую жизнь).
Стремные обитатели старого отеля стали подвижнее в прямом смысле слова — они ходят ножками. Еще новшество — пару раз встречаются скримеры.
Догадаться, что будет происходить во второй части фильма, можно практически сразу, и это печалит. Внезапно проводится аналогия между «Абадонном» и так называемым замком Генри Холмса — первого официально зарегистрированного серийного убийцы. Хорошая попытка, но… Под конец раскрывается, что некий проект превращения отеля в дом убийств давно существовал, и на участие в нем подписался Пол (устроитель шоу «Дом ада» из первой серии). Клубок сценарных хитросплетений распутывать скучно по одной причине — вторая часть пресная и вызывает желание бросить просмотр. Правда, щелкнув кнопкой «ВЫКЛ», мы не увидим хозяина отеля Эндрю Талли, сыгранного Брайаном Дэвидом Трэйси («Американская история ужасов»). Он появляется в финале и пытается объяснить, что к чему. Вместо сценариста. Кавычки открываются. Удачный ход. Кавычки закрываются.
Гори оно синим пламенем
Третья часть франшизы ничем не уступает первой и, быть может, оказывается лучшей из всех. Здесь все сбалансировано, а к создателям нет особых вопросов.
В «Абадонне» появляются новые «постояльцы» — организаторы и участники театрального иммерсивного шоу Insomnia, то есть «Бессонница». Труппа, играющая «Фауста» Гёте, имела колоссальный успех в Нью-Йорке, а теперь владелец и создатель проекта Расселл Уинн (Габриэль Читри) привозит его в отель с дурной репутацией. Ему даже не жаль сокращения доходов — шоу состоится при любых раскладах. А зачем это нужно самому Уинну, узнаем в конце.
Сопровождает шоу новая ведущая ток-шоу «Загадки по утрам». Она приглашена, чтобы от и до запечатлеть процесс подготовки «Бессонницы». Все участники Insomnia снабжены камерами, поэтому следить за происходящим мы можем с разных ракурсов.
Сценарий и диалоги на удивление хороши. После второй части не верилось, что франшиза сумеет вынырнуть с глубины, на которую ее отправил создатель Стивен Когнетти.
Расселл Уинн, хорошо знающий историю «Абадонна», не позволяет никому оставаться в нем на ночь, поэтому актеры и администрация ночуют в более благополучном месте. Правда, изрядно поднабравшись, одна из актрис на спор отправляется ночью в пустой отель. Чего и следовало ожидать. И в подвале она видит тех самых клоунов, что наводили шороху в первой части и были незаслуженно забыты во второй.
Действие разворачивается неспешно, и это безусловный плюс. Ведь во второй части творился сумбур вместо кино.
Постепенно зрителя подводят к тому, что Расселл — неслучайный человек: он мелькает на пленках людей, уже сгинувших в «Абадонне». К приезду он давно готовился. И цель у него была одна — закрыть врата в ад, распахнутые Эндрю Талли и культистами. Талли и его приспешники появятся в финале и учинят кровавую расправу над устроителями шоу. Отель сгорит дотла, но врата будут закрыты, а значит, история «Абадонна» наконец-то закончится. (Но это неточно.)
В заключительной части, носящей подзаголовок «Озеро огня», Стивен Когнетти все же возвращается в русло жанра «найденной пленки» и словно бы спасает проект от провального завершения. Здесь всего в меру: и саспенса, и хоррора; есть симпатичные персонажи и, главное, нормально поведанная история.
Трейлер четвертой части франшизы
Видео опубликовано на YouTube-канале Shudder / https://www.youtube.com/@shudder
Клоунское отродье
Стивен Когнетти не остановился и снял еще один фильм серии — «Дом ада: Исследователи потустороннего» (2023). Режиссер признается, что ему хотелось сделать очередную часть — в особенности из-за того, что имелась идея сделать главными злодеями тех самых клоунов из подвала. «Я люблю хорошие истории о домах с привидениями, и мне показалось, что было бы здорово написать историю о доме с привидениями в мире «Дома ада». Так и вышло».
На этот раз действие разворачивается в другом месте, а именно в поместье семьи Кармайкл, члены которой погибли или исчезли при таинственных обстоятельствах в 1989 году. Частным расследованием решают заняться так называемые исследователи потустороннего Марго, Ребекка и Чейз.
В пустующем поместье, которое теперь сдают любителям пощекотать себе нервы (мало кто не сбежал после первой ночи), молодые люди делают массу интересных открытий, связанных как с отелем «Абадонн», так и с его владельцем Талли. Мало того, они обнаруживают связь между Талли и Кармайклами.
А еще их поджидают клоуны, следующие за героями по пятам. В поместье творится всякая чертовщина, но, как в любом приличном хорроре, покинуть его персонажи не в силах. Они обречены противостоять сверхъестественному и платить за свой интерес к непознанному и даже непознаваемому.
Когнетти не сдержать…
…да это и не нужно, ведь ему удалось занять свое место в нише. Поклонники жанра найденной пленки вряд ли переведутся, а творческие единицы вроде Стивена — редкость. Имея более чем скромный бюджет, но заручившись поддержкой друзей-товарищей, он создал продукт, к которому хочется вернуться. Может, через год, может, через два. Есть в «Доме аде» нечто цепляющее, и наверняка найдутся детали, которые не обнаружили себя сразу. Детали — неотъемлемая часть хорошего художественного произведения, и Когнетти об этом знает. «Я всегда старался писать истории, в которых было много таинственного, много загадок, которые вы хотели бы разгадать, и «пасхалки», которые вы могли заметить или пропустить», — признается режиссер и улыбается.