РЕЦЕНЗИЯ / 18+

Омен: от традиций Хичкока до современного хоррора

22 января 2025

История знаменитой франшизы, изменившей жанр

Появившийся в 1976 году фильм Ричарда Доннера «Омен» всколыхнул жанр хоррора. Опираясь на достижения Альфреда Хичкока, франшиза «Омен» вдохнула новую жизнь в жанр фильмов ужасов, задав ему высокую планку. Рассказываем о всех фильмах серии, последний из которых вышел на экраны в 2024 году.

the omen 1
Грегори Пек (слева) согласился на роль в фильме после пятилетнего перерыва в съемках

Кусающий локти и голливудский пенсионер

Летом 1976-го Уильям Холден кусал себе локти: фильм, от съемок в котором он отказался, вошел в число лидеров проката. Интуиция подвела звезду «Сансет бульвара» и «Моста через реку Квай». Что поделать: Холдену не хотелось сниматься в картине, рассказывающей о рождении Антихриста. Зато на главную роль согласился Грегори Пек, уже пять лет не снимавшийся в кино.

Своему стремительному взлету в Голливуде Пек во многом обязан Альфреду Хичкоку. Вместе с Ингрид Бергман и Михаилом Чеховым он сыграл в «Завороженном». Спустя год — в «Деле Парадайна». В 1953 году Уильям Уайлер пригласил Грегори на центральную роль в «Римских каникулах», сделав его партнершей Одри Хепберн. Эта экранная пара — один из символов классического Голливуда. В начале 1960-х Пек снова в центре внимания: он играет у Дж. Ли Томпсона в «Мысе страха» и у Алана Пакулы в «Убить пересмешника». С этого момента актер снимается все реже и реже и в конце концов отправляется на покой после съемок «Золота Маккенны» у того же Томпсона.

И вот, когда Грегори почивал на лаврах, на его пороге возник Ричард Доннер. Это позже он станет знаменит как постановщик «Супермена», трех частей «Смертельного оружия» и «Мэверика», а пока на его счету ничего особого не было. Сценарий, написанный Дэвидом Зельцером, Пеку понравился. Зельцер уже адаптировал для кино роман Роальда Даля «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», а теперь написал собственную историю.

Вероятней всего, Пека привлекла не столько сама история, сколько будущая атмосфера фильма. Он предчувствовал, что кино может получиться в духе Хичкока. Что и говорить, «Омен» наследует традициям хоррора, положенным великим англо-американским режиссером. Альфред еще был жив, закачивал работу над «Семейным заговором», которому суждено было стать его лебединой песнью.

Была, пожалуй, у Пека еще одна причина выйти из дома и заняться съемками: в 1975 году его сын Джонатан покончил с собой, и актер увидел возможность создать на экране образ отца, страдающего от чувства вины.

Американскому кинематографу требовался новый взгляд на хоррор, новая кровь. И «Омен» лег в основание мощного фундамента жанра ужасов, который в ближайшие годы и десятилетия завоюет миллионы зрительских сердец.

Если взглянуть на список фильмов ужасов 1975 года, то ничего особо примечательного мы в нем не обнаружим: «Кроваво-красное» Дарио Ардженто, «Черную луну» Луи Маля или «Трилогию ужаса» Дэна Кёртиса с трудом можно отнести к классике жанра. Тогда же появились «Судороги» Дэвида Кроненберга, но канадский режиссер и его боди-хоррор пока остались практически незамеченными.

the omen 2
Дэмиен, он же Антихрист

Рождение классики

«Омен» подкупает сразу: сюжетом, околобиблейской тематикой (Откровение Иоанна Богослова), чудовищной тайной, гнетущей атмосферой, музыкой. Именно музыка прекрасного Джерри Голдсмита, так много написавшего для кино, — главное действующее лицо картины. Она не только, как положено саундтреку, расставляет акценты, но и ведет зрителя сквозь кадры и эпизоды. А одна из финальных тем с шепчущим то ли молитву, то ли заговор хором — чуть ли не сильнейшее место в фильме. Пробирает до нутра тема Ave Satani, созданная наперекор католической молитве «Аве Мария».

Завязка фильма знакома многим: книга Зельцера, написанная им же на основе сценария, была выпущена в России в начале девяностых. Ею зачитывались, равно как и продолжениями, сочиненными Жозефом Ховардом и Гордоном Макгилом. Книга влекла и пугала. В то время вообще были популярны книжные переложения фильмов: на книжных развалах встречались «Терминаторы», «Хищники», «Чужие»…

Роберт Торн, герой Грегори Пека, служит американским послом в Риме. Мы встречаем его в католической монастырской больнице. Отец Спилетто (Мартин Бенсон), настоятель обители, сообщает, что первенец Торнов умер при родах, но супруга посла, сыгранная Ли Ремик, об этом пока не знает. Священник предлагает Торну подменить младенца: как раз в это же время, в шесть часов утра шестого числа шестого месяца, у другой женщины родился сын. Роженица, к несчастью, умерла, а ребенку нужны родители. И Торн соглашается на обман: он будет жить, обремененный его тяжестью, все последующие годы. Но, несмотря на это, Торны счастливы и воспитывают сына. Имя ему — Дэмиен.

Мальчик у них особенный: несколько нелюдимый, молчаливый, будто бы хранящий какую-то тайну. И тайна действительно есть: Дэмиен — сам Антихрист. Зритель узнаёт об этом не сразу: к мысли о страшной сущности пятилетнего ребенка подводит череда трагических событий: самоубийство няни, странная смерть во время грозы священника Бреннана, пытающегося убедить дипломата в том, что его сын — исчадие ада, несчастный случай с самой миссис Торн. К этому времени семейство Торнов перебралось в Лондон — глава семьи получил пост посла на Туманном Альбионе.

Дэмиен не бывает в церкви: единственный раз, когда родители повезли его в собор, окончился для ребенка чем-то вроде панической атаки. Новой няней мальчика становится подозрительная миссис Бейлок (Билли Уайтлоу), а вскоре в доме появляется черный злобный ротвейлер. Как выяснится, и няня, и пес — слуги культа, оберегающего жизнь родившегося Антихриста. К нему принадлежит и тот самый отец Спилетто, отдавший Торну чужого ребенка.

В общем, Уильям Холден отказался от роли не просто так: сценарий полон чертовщины. Творилась она и со съемочной группой. Пек и Зельцер летели на съемку в Англию разными самолетами, но в оба авиалайнера ударила молния. Чудом избежал поражения молнией продюсер картины. Грегори Пек отложил полет в Израиль для съемки очередных сцен. Позже выяснилось, что его самолет разбился. Никто не выжил. Ротвейлеры, взятые в фильм, внезапно напали на кинологов. Ричарда Доннера сбила машина. Несколько членов съемочной группы чудом выжили в автокатастрофе. Про съемки фильма можно создать полнометражную ленту.

the omen 3
Журналист Дженнингс остался без головы, как и было предсказано

Только реализм

Доннер требовал от сценариста Зельцера полной достоверности: ему не хотелось, чтобы в фильме происходило то, что не могло бы случиться в реальности. Никаких чудищ или дьявольских сущностей. Только герои и их эмоции: надежды, ожидания, опасения, страхи. Реализм как прием сработал: неподдельная реальность пугала и оглушала, она била наотмашь поворотами сюжета и происходящими событиями. Саспенс, введенный в кино Хичкоком, работал в «Омене» на «отлично». Доннер учился у великого мастера и преуспел.

Ребенка на роль Дэмиена долго не могли найти. Отчаявшись, даже хотели переписать сценарий и сделать героиней девочку. Однако нужный кандидат все же нашелся. Во время кастинга четырехлетний Харви Стивенс выслушал задание режиссера — надо было сыграть нападение на собственную мать, везущую Дэмиена в церковь. Харви до того вошел в роль, что с криками расцарапал лицо режиссеру, а в довершение ударил того в пах. Мальчика утвердили. Блондин стал брюнетом — волосы Харви покрасили в черный. Кроме этого, он носил специальные контактные линзы, чтобы глаза смотрелись более темными.

На съемочной площадке Харви Стивенс вел себя ужасно. Но и Доннер с ним не церемонился. Желая вызвать у юного актера нужную эмоцию, он позволял себе фразы вроде: «Что ты уставился, маленький ублюдок? Я тебе врежу!»

Харви Стивенс актером не стал, правда в 2006 году мелькнул в ремейке «Омена», сыграв репортера в массовке.

В отличие от маленького Харви ротвейлер, которому поручили роль ротвейлера, совсем  не хотел быть злым и жестоким в кадре. Его тянуло общаться с людьми и приветливо вилять хвостом.

Пока зрители ходили под впечатлением от «Омена», критики плевались. The New York Times обозвала работу Доннера «ужасно глупым фильмом». Другие рецензенты не скупились на эпитеты вроде «мусор», «скука». Одна из журналисток написала, что «Омен» смешнее, чем некоторые комедии. Но были и здравые голоса, разглядевшие в «Омене» то, что в нем содержалось: историю обмана, приведшего к самым печальным последствиям, историю страха и отвращения. Герой Грегори Пека, любивший Дэмиена, его возненавидел, ведь из-за чужого ребенка он потерял все. Торн готов убить мальчика, однако зло торжествует, и Дэмиен остается жив. В отличие от своего приемного отца.

Наряду с «Изгоняющим дьявола» Уильяма Фридкина «Омен» стал одним из знаковых фильмов десятилетия, вдохнув в жанр ужасов новую жизнь и породивший как сиквелы и приквел, так и массу последователей и подражателей.

the omen 4
Дэмиен в исполнении Джонатана Скотта-Тейлора

Дэмиен взрослеет

Успех надо было развить. Уильям Холден, отказавшийся от съемок в первом «Омене», получил роль во втором. Да, он все-таки сыграл Торна, но не Роберта, а Ричарда — брата погибшего дипломата, крупного промышленника. Вместе с женой он воспитывает родного и приемного сыновей. Последнего, как можно догадаться, зовут Дэмиен (Джонатан Скотт-Тейлор).

Прошло семь лет после событий первой части. Дэмиену тринадцать. Вместе с братом он обучается в военной академии. Подростку невдомек, кем он является на самом деле. Не буди лихо, пока оно тихо — гласит народная мудрость. И до поры до времени окружающие Дэмиена находятся в безопасности. Однако однажды, сильно прогневавшись на задиравшего его мальчишку, Дэмиен обнаруживает в себе сверхествественные силы: без физического контакта — мыслью — он может воздействовать на других. Открытие пугает его, но находится человек, который рассказывает ему все правду. Это недавно появившийся в академии ротный, сержант Нэфф (Лэнс Хенриксен).

Дэмиен выбегает из школы и несется куда глаза глядят, пока путь ему не преграждает озеро. В этом беге — все отчаяние мальчишки, который внезапно узнал, что он не такой, как все, что он — Антихрист. Понимание своей власти, ощущение своего могущества раз и навсегда меняют характер Дэмиена, которому теперь под силу очень многое. Он прекрасно защищен: его оберегают последователи сатанинского культа, о котором мы узнали из первого «Омена». Сержант Нэфф — как раз один из них. А затем выяснится (сейчас будет спойлер), что в культе состоит и приемная мать.

Если в первой части защитником юного Антихриста служил черный ротвейлер, то во второй части он уступил место черному ворону — предвестнику беды и смерти. Сцена гибели журналистки Джоан Харт (Элизабет Шепард) является прямой отсылкой к хичкоковскому фильму «Птицы» (1963).

Все, кто может помешать Дэмиену, и все, кто знают его страшную тайну, будут стерты с лица Земли. Подросток выживет, погубив и брата, и приемных родителей. Час финальной битвы добра и зла впереди.

the omen 5
Отсылка к хичкоковским «Птицам» 1963-го

Улюлюканье вместо крика

Дэвид Зельцер, придумавший «Омен», писать сценарий ко второй части отказался — работать над продолжением ему не хотелось. Идея сиквела принадлежала продюсеру Харви Бернхарду, а перенесли ее на бумагу Стэнли Манн и Майк Ходжис. Второй прославился постановкой ленты «Убрать Картера» (1971).

Ричард Доннер вполне мог снять и второго «Омена», однако был занят «Суперменом» с Кристофером Ривом в главной роли. Первые четыре недели картину снимал Ходжис, но вследствие «творческих разногласий» он покинул площадку и не вернулся. Поговаривали, что режиссер снимал слишком медленно и отставал от графика, а это раздражало продюсеров.

На замену призвали актера и режиссера Дона Тейлора, работавшего над разными эпизодами телесериала «Альфред Хичкок представляет», «Бегством с планеты обезьян» и еще рядом проектов.

Публика оказала «Омену 2» сдержанный прием. Там, где оригинальный фильм собрал 61 миллион долларов, сиквел едва перешагнул черту в 20.

Конечно, продолжение истории многих интересовало, но без Доннера, хотя по-прежнему с музыкой Джерри Голдсмита, фильм утратил нерв. Имелся неплохой сюжет, двигавший вперед историю, но недоставало того самого психологизма, мелких деталей, филигранно выписанных Доннером, Грегори Пеком и всей командой «Омена». В продолжении, кажется, хотели напугать зрителя еще пуще, но страх ради страха — удел низкобюджетного хоррора, не претендующего на внимание широкой аудитории. Критик из  Los Angeles Times справедливо замечал, что, несмотря на копирование оригинала, второй «Омен» звучал иначе: «Это улюлюканье вместо крика». «Смерти в нем часты и чрезвычайно зрелищны, — замечал он, — и вы ждете их, как очередного отделения в программе варьете». Отметил он и то, что напряжение по ходу действия в зрителе почти не копится. Саспенс был погублен.

the omen 6
32-летний Дэмиен — Сэм Нил, будущая звезда фильмов Анджея Жулавского и Джона Карпентера

Избиение младенцев

Третий «Омен» обращается к новозаветному сюжету избиения младенцев, изложенному в Евангелии от Матфея. Предвестьем появления на Земле главного антагониста Антихриста служит ярко разгоревшаяся в небе звезда. Она возвещает рождение Иисуса, или, как его называют в фильме, Назарянина. Узнав об этом, Дэмиен Торн приказывает своим последователям и прислужникам (а их уже сотни и тысячи), уничтожить всех младенцев, родившихся в Англии в определенную ночь.

Третья часть франшизы, получившая подзаголовок «Последняя битва», еще дальше уводит зрителей от оригинала.

Дэмиен в исполнении Сэма Нила («Одержимая», «Парк Юрского периода») — тридцатидвухлетний глава корпорации «Торн», унаследованной им от приемного отца. Несмотря на то, что минуло два десятилетия, создатели не озаботились созданием «декораций будущего», поэтому действие разворачивается в интерьерах начала восьмидесятых прошлого столетия. Вроде бы художественное допущение, но какое-то досадное.

За Дэмиеном ведут охоту члены католической церкви, однако они неспособны противостоять могуществу Антихриста и его сообщников. Кажется, исхода нет. Но зло в итоге все же будет повержено: Антихрист погибнет на алтаре христианской церкви.

Кстати, именно в церковных интерьерах снята лучшая сцена фильма — монолог Дэмиена перед распятием. Он уже не боится культовых построек и спокойно переступает их пороги. Примечательно, что некоторые строки его монолога позаимствованы из романа французского писателя Жориса Карла Гюисманса «Там внизу, или Бездна».

Участие Дэмиена в ток-шоу, псовая охота, сексуальный контакт Антихриста с женщиной, отсылки к первой части — все это не спасает фильм от той самой скуки, в которой обвиняли создателей оригинального «Омена». Как говорится, они просто не видели третьего.

Снимал «Омен 3» Грэм Бейкер, один из многочисленных режиссеров телесериала «Летучий отряд Скотленд-Ярда». По сути, продюсеры доверили полный метр человеку, в котором тот до сих пор не преуспел. Сказать по правде, Бейкер и потом не особо прославился. Припомнить ему можно разве что провального «Беовульфа» 1999 года выпуска. Со сценаристом в какой-то степени повезло больше — им стал Эндрю Биркин. Но он только начинал свой путь, и «Омен: Последняя битва» серьезно уступает последующим его сценариям к таким лентам, как «Имя Розы», «Жанна д’Арк» и «Парфюмер».

Изначально планировалось, что роль Дэмиена сыграет либо Марлон Брандо, либо Джек Николсон, либо Джин Хэкмен. В итоге продюсеры утвердились во мнении, что Антихрист в новом фильме должен быть примерно возраста Христа — то есть около тридцати трех лет. Новозеландец Сэм Нил, пока еще не известный международному зрителю, получил шанс прославиться.

the omen 7
Делия (Азия Виейра) без сочувствия наблюдает за смертью няни

Кобыле пришили хвост?

Никто не думал, что спустя десять лет «Омен» возродится.

Зачем это сделали — одному Дэмиену известно. За десятилетие, разделившее третий и четвертый «Омен» кино, в особенности жанр ужасов, проделало громадный путь. Там, где создатели оригинального «Омена» довольствовались скудными техническими возможностями, призывали в помощники искусный монтаж, смену планов — в общем, колдовали как могли, творцы «Омена» четвертого были подготовлены куда лучше: все развивалось, художники научились делать какой угодно грим, а специалисты по спецэффектам творили чудеса, распаляя зрительское воображение. Только вот «Омену 4: Пробуждение» это не особо пригодилось.

В центре сюжета — супруги Йорки, удочерившие девочку по имени Делия. Ее сыграла Азия Виейра. Девочка, подобно Дэмиену, растет нелюдимой: ее сторонятся сверстники, с ней никто не дружит. Правда, в отличие от своего кинопредшественника, Делия рано обнаруживает в себе сверхествественные силы и начинает ими пользоваться.

Как и прежде, все, кто хочет постичь истинную сущность ребенка, умирают загадочными смертями. Становится ясно, что Делия — новоявленный Антихрист.

Рейтинги «Омена 4» на популярных киносайтах свидетельствуют о низкопробности этой киноработы, которой не стоило появляться на свет. Но самое слабое место в ней — музыка Джонатана Шеффера, который словно писал ее, не зная, о чем будет фильм и из каких сцен он соткан. Тот самый случай, когда выражение «пришей кобыле хвост» подходит лучше всего.

the omen 8
Героиня Мии Фэрроу пойдет на все, лишь бы Дэмиену ничто не угрожало

«Омен» нашего времени

В 2006-м Джон Мур вернул «Омен» в кинотеатры. Действие картины перенесли в нулевые, а сценарий взяли прежний — написанный Дэвидом Зельцером. Собрали отличный каст: супругов Торнов играли Лив Шрайбер («Разрисованная вуаль») и Джулия Стайлз («Ультиматум Борна»), Дэмиена — Шеймус Дэви-Фицпатрик («Перед полуночью»), журналиста Дженнингса — Дэвид Тьюлис («Гарри Поттер»), миссис Бейлок — Мия Фэрроу. Появление последней примечательно хотя бы потому, что она исполнила главную роль в фильме Романа Полански «Ребенок Розмари», где рожденное ею дитя оказывалось самим дьяволом. В «Омене» же она играла няню Антихриста.

Поклонникам оригинального «Омена» лента Джона Мура покажется скучной: следование сценарию Зельцера упрямо скрупулезное, новых деталей немного. По сути, это всего лишь осовремененная версия хорошо знакомого сюжета, снятая с большим количеством технических возможностей. Из заметных изменений можно выделить мощный и пугающий грим отца Спилетто (грим ради грима — чтобы ужаснуть зрителя) и предельно усложненную историю с древними кинжалами, которыми следует умертвить Дэмиена. Согласно версии 2006 года их нужно вонзать в тело в определенной последовательности и даже под нужным углом. Подобная дотошность может вызвать лишь улыбку. Ну и Дженнингс умирает несколько иначе — зрелищнее, хотя по-прежнему остается без головы.

При том, что муровскому «Омену» удалось собрать в прокате около 120 миллионов долларов, он относится к той несчастливой части ремейков классических фильмов, которые способны вызвать интерес лишь на непродолжительное время — на время проката. В ретроспективе «Омен» версии 2006 года представляется ненужным прибавлением к франшизе, которая имела на счету как минимум один неудачный выпуск (имеем в виду ленту 1991 года).

the omen 9
Маргарет (Нелл Тайгер Фри) предстоит разгадать тайну рождения Дэмиена

Новая надежда

2024 год внезапно породил надежду на то, что с серией «Омен» не покончено. В прокате появился The First Omen, небрежно переведенный в России как «Омен. Первое знамение». С учетом того, что omen и означает «знамение», вышла тавтология. Так что ленту Аркаши Стивенсон мы будем называть «Первый омен».

Несмотря на молодость и неопытность (Аркаша немного работала на телевидении, снимала только короткий метр), режиссеру удалось сделать классное кино — сколь далекое от оригинала, столь к нему и приближенное.

Весна 1971 года. Рим. В городе бушуют беспорядки, развязанные студентами, которые недовольны государством и Ватиканом. Кроме того, совсем недавно было подавлено восстание неофашистов в Реджо-ди-Калабрии. Молодая девушка по имени Маргарет (Нелл Тайгер Фри) прибывает в итальянскую столицу, чтобы принять постриг в одном из местных монастырей. Вся ее жизнь прошла в строгой аскезе: в Америке, где она жила, Маргарет воспитывалась монахинями, и все земные удовольствия были ей недоступны. Да она и не стремилась к ним, всегда мечтая стать невестой Христовой.

В монастыре, где действует больница с родильным отделением и воспитываются сироты, Маргарет знакомится с Луз (Мария Кабальеро), которая также готовится к постригу. Луз куда больше знает о жизни за монастырскими стенами и готова взять от нее все, пока не дан монашеский обет. Она ведет Маргарет на дискотеку, где — и это странно — звучит музыка диско, в том числе песня Boney M, которых тогда просто не могло быть. Маргарет напивается, а наутро просыпается в полном беспамятстве.

Добрая треть фильма вообще как будто не предвещает беды. На фоне красивейших монастырских интерьеров, подчеркнутых оператором, течет размеренная жизнь священников и монахинь. Мы погружаемся в их быт, слушаем их разговоры и видим, что ничто светское им не чуждо: они курят, свободно говорят на самые разные темы, они как будто бы полностью свободны в своем добровольном заточении в стенах обители.

Создатели фильма словно хотят поднять тему добровольного отказа от мирских радостей и утех, делая Маргарет и Луз жертвами этого отказа, но при этом не стремясь осудить их выбор.

Все меняется после той роковой ночи, когда Маргарет напивается и отрывается на дискотеке. У нее начинаются видения. Она подмечает множество странностей, происходящих в монастыре: необычно ведет себя сестра Анжелика (Иштар Карри-Уилсон), отчего-то постоянно в карцере оказывается сирота по имени Карлита (Николь Сорас). И Маргарет припоминает слова повстречавшегося ей по прибытии в Италию священника — отца Бреннана (Ральф Айнесон), предупреждавшего о страшной тайне обители, которая должна стать ее домом.

Отец Бреннан — персонаж оригинального «Омена». Он связующая нить между двумя произведениями. В версии 1976 года это уже безумец, сведенный с ума мыслью о приходе Антихриста, а пятью годами ранее Бреннан еще здравомыслящий человек.

В «Первом омене» немало отсылок к оригиналу. Например, то, как погибает сестра Анжелика, напоминает гибель няни Дэмиена. В самом начале фильма эпизодический персонаж, тоже священник, внезапно видит, как спустя годы погибнет отец Бреннан (его убьет громоотвод, сбитый ударом молнии с церковной крыши). Внимательный зритель обнаружит в картине и отсылку к «Одержимой» Анджея Жулавски.

Чем дальше, тем мрачнее «Первый омен». Он играет на территории современного хоррора, а создатели не стараются избегать натуралистического изображения травм, увечий и смертей. В контексте современного кино в этом нет ничего необычного, а вот в 1976-м режиссера и ее коллег наверняка прокляли бы. И не только церковь.

«Первый омен» позволяет нам разгадать главную загадку: как именно родился Дэмиен и кто на самом деле его мать. И нельзя сказать, что разгадка так уж проста — она способна удивить зрителя. Не меньше, чем сам финал, дарящий поклонникам «Омена» надежду на продолжение любимой франшизы, участие в которой с таким старанием и вниманием к деталям приняла Аркаша Стивенсон, режиссер, у которой, как представляется, блестящее будущее.

the omen 10
Грегори Пек мелькнул в «Первом омене» спустя 48 лет после выхода оригинального фильма

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp