РЕЦЕНЗИЯ / 18+

Не на того напали

18 декабря 2024

Хью Грант не такой уж милашка

В пятницу 13 декабря состоялся цифровой релиз новой картины с участием Хью Гранта — триллера «Еретик». Рассказываем о том, каким получился полный метр.

Новое амплуа мистера Гранта

Для многих зрительниц за сорок Хью Грант — это прежде всего Дэниель Кливер из франшизы про Бриджет Джонс. Ловелас, обаятельный и привлекательный сердцеед. Герой-любовник, он сыграл в знаковых фильмах «Ноттинг Хилл», «Реальная любовь», «Четыре свадьбы и одни похороны». Он вообще долгое время предпочитал мелодрамы и романтические комедии. Потом случились разноплановые работы в картинах «Джентльмены» Гая Ричи (частный детектив Флэтчер), «Подземелья и драконы: Честь среди воров» (плут Фордж), «Приключения Паддингтона 2» (Феникс Бьюкенен, антагонист главного героя).

2024 год дал нам возможность оценить Гранта в совершенно новом амплуа. Причем, давно не получая никаких премий, он был номинирован на «Золотой глобус» за роль таинственного мистера Рида в «Еретике».

Картина снята Скоттом Беком и Брайаном Вудсом по собственному сценарию. Им же принадлежит низкобюджетный слэшер «Они» (2018) про банду маньяков, орудующую в комнате страха.

Но «Еретик» — картина иного толка.

heretic inside
Сестры Барнс (Софи Тэтчер) и Пакстон (Хлоя Ист) в гостиной мистера Рида (Хью Грант)

Миссионерки в беде

Начинается она с диалога двух юных девушек. Они говорят о сексе, тщательно подбирая слова. Говорят так, словно не было еще сексуальной революции, и человечество считает разговоры на эту тему зазорными и постыдными. Совсем скоро мы выясним, что события разворачиваются в наши дни, а заодно поймем, отчего так закрепощены девушки, отказывающие себе не только в плотских удовольствиях, но даже корящие себя за мысли о них.

Сестра Барнс (Софи Тэтчер) и сестра Пакстон (Хлоя Ист) — миссионерки Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Проще говоря — мормонки. Их цель — привлечь в лоно церкви новых прихожан. Сразу оговоримся, что многие христианские конфессии не считают мормонов христианами, а РПЦ полагает мормонов языческой сектой. О возникновении и обычаях секты много интересного можно узнать из повести Артура Конан Дойла «Этюд в Багровых тонах» — первой книге о Шерлоке Холмсе.

Поиск новых прихожан — задача в современном мире практически непосильная. Но юные последовательницы учения Джозефа Смита полны не только оптимизма, но и веры, помогающей им сносить все тяготы миссионерского служения. Например, насмешки и оскорбления со стороны сверстников.

Сестры Барнс и Пакстон стучатся в дверь особняка, находящегося на вершине холма. Их день почти завершен — осталось лишь вручить хозяину дома брошюру о жизни и деятельности мормонов, и можно отправляться домой.

Мистер Рид, которого играет Хью Грант, сразу же располагает девушек к себе. Получив брошюру, он предлагает им войти. Они соглашаются со строгим условием: при беседе должна присутствовать женщина. Таковы правила. Мистер Рид широко улыбается: его жена как раз печет черничный пирог и будет рада гостьям.

И пока девушки ждут пирога, аромат которого наполняет весь дом, мистер Рид, безусловно, образованный и начитанный, демонстрирует прекрасное знание предмета: не только Книги Мормона, но и вообще теологии. Он рассуждает так смело и свободно, что юным миссионеркам становится неуютно, ведь возразить взрослому человеку довольно непросто.

Однако куда больше сестры Барнс и Пакстон озабочены тем, что в гостиную все не идет миссис Рид. Чуя неладное, девушки нервничают и, улучив момент, пока мистер Рид отойдет на кухню, хотят покинуть его дом. Но двери заперты — и выбраться наружу у миссионерок нет никакой возможности.

У сестер-миссионерок разные характеры. И если Софи Тэтчер («Шершни», «Книга Бобы Фетта») играет девушку смелую и готовую за себя постоять, то героиня Хлои Ист («Поколение») — практически полная ее противоположность. Пакстон может опустить руки и удариться в слезы при первом удобном случае. Именно поэтому мистеру Риду она совсем неинтересна. Ему нужна сестра Барнс, которая не только поддержит диалог, но и вступит в теологический спор.

Из гостиной да к алтарю

Действие перемещается из гостиной в помещение с импровизированным алтарем.

Аромат черничного пирога, распространявшийся свечой, тает, а миссис Рид так и не появляется — ее попросту не существует.

Герой Гранта уже не радушный джентльмен, а полновластный хозяин положения. Он увлеченно рассказывает девушкам, что посвятил жизнь изучению различных религий и культов и пришел к выводу, что ни одно учение не является истинным. Он проводит необычные, но красноречивые параллели между религиями, настольными играми и популярными в разное время песнями. Девушкам сказанное кажется чушью; им хочется поскорее выбраться из нехорошего дома. Намерения Рида не особо ясны, но, похоже, он может заболтать миссионерок до смерти.

Проблема фильма в том, что все сказанное мистером Грантом — давно избитые истины, хорошо знакомые даже далеким от религии людям. Говоря о том, что более новые религии заимствуют мотивы и сюжеты у старых, мистер Рид никого не способен удивить. Как выясняется из интервью режиссеров, в основу сценария положены их собственные дружеские беседы, оттого диалоги и вышли живыми и правдоподобными. Но не увлекательными с точки зрения подробностей и деталей.

О нет, это хоррор?!

Переломный момент, когда интригующий триллер постепенно оборачивается посредственным хоррором, причем весьма клишированным, намечается в середине киноповествования.

Становится очевидным, что герой Гранта — злодей с маниакальными наклонностями, у которого имеется свой шкаф со скелетами. Вернее, подвал для будущих мучениц. И обе двери, которые мистер Рид подписывает словами «вера» и «неверие», на самом деле ведут в одно и то же место — в страшный сырой подвал, где обитает некая пророчица, готовая явить миру чудо воскресения. Помимо этого, выясняется, что именно он, мистер Рид, нашел рецепт истинной религии — и он готов поделиться им с девушками. Не важно с какими, не важно с девушками ли — ему жизненно необходим слушатель. О да, он давно их ждал — уши, что услышат его.

Пересказывать далее сюжет превратившегося в хоррор «Еретика» нет смысла. Любители жанра вряд ли будут удовлетворены, а поклонники психологических триллеров лишь разведут руками, понимая, что их завели куда-то не туда.

Но во всем этом нисколько не виноваты исполнители главных ролей. Ист и Тэтчер создают убедительные образы. Их героиням можно и хочется сочувствовать. За раскрытием характера мистера Рида наблюдать не менее увлекательно, хотя, конечно, найти более интересные примеры злодеев, имеющих в своем доме жуткий подвал, сыскать не так сложно.

Режиссеры Бек и Вудс сотрудничеством с Хью Грантом довольны. «Было так забавно работать с ним на съемочной площадке, — говорит Вудс, — потому что он оставался мистером Ридом весь день. А потом, после того как мы заканчивали, мы видели, как он умывался и покидал съемочную площадку. Из мистера Рида он превращался в Хью: принимал другую осанку и говорил совсем по-другому».

Главное достоинство «Еретика» — игра Гранта и его юных коллег. И если англичанин получит «Золотой глобус», это никого не удивит.

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp