Обычно фильмы, снятые в серых тонах, редко несут в себе мощный жизнеутверждающий заряд. Бразилец Маурицио Осаки за 16 минут экранного времени доказывает обратное
Фильм «Отцовский грузовик» светел той особенной щемящей грустью, за которую русские любят стихи Блока и Есенина. «Отцовскому грузовику» просто не повезло с крупными фестивалями. Полтора десятка «рядовых» наград фильм собрал без труда и заслуживал победы хотя бы на «Берлиналле». Но в борьбе за «Хрустального медведя» его обошел более прямой (как и все австралийцы) «Янтарный амулет». А чуть позже из десятка лент, отобранных на «Оскар»-2014, представлять Азию в пятерке номинантов доверили не «Грузовику», а китайской «Масляной лампе».
На самом деле Маурицио Осаки мог поместить героиню своего фильма в любую страну. История девочки Ви, трижды за день столкнувшейся с людской жестокостью, лишь привязана к Вьетнаму. С таким же успехом выкрасить жизнь серой краской можно было среди полей евросоюзовской Румынии, родной для режиссера Бразилии или серых изб регионов России. Везде есть подростки, преследующие добрых к животным одноклассников. Везде найдутся попутчики-взрослые, дарящие что-то одной рукой и ворующие — другой. И везде творятся темные дела, к которым могут оказаться причастны твои собственные родители.
С беспристрастной точностью документалиста, снимавшего в Лондоне фильм про Карла Маркса, а в бразильском Сан-Паулу — проект «История наших соседей» (по приглашению мэра города), Маурицио Осаки одинаково сильно показывает и плохое, и хорошее. И ужасные детали мира бедняков, и трогательные движения души 10-летней девочки, у отца которой хотя бы есть грузовик.
Если смешать все краски — как раз и получится серый. Но талант режиссера помогает зрителю не забуксовать в серой грязи. Тот, кто оставляет свое сердце открытым, кто готов сострадать и чувствовать чужую боль — сохраняет шанс вырваться из колеи. Грузовик не привезет Ви с ее отцом в светлое будущее (ЗИЛ-130, как символ ущербности советского сельского хозяйства, на такое не способен в принципе). Зато поможет папе и дочке вернуться домой вместе после жестокого дня. И даже прихватить с собой новый важный груз, оставляющий нам надежду на лучшее.