РЕЦЕНЗИЯ / 18+

«Мелочи жизни»: когда молчание – громкий крик

10 марта 2025

В прокат выходит фильм открытия Берлинского кинофестиваля с обладателем «Оскара» в главной роли

Популярный ирландский актер Киллиан Мерфи («Острые козырьки», «Начало») после триумфальной главной партии в оскароносном фильме Кристофера Нолана «Оппенгеймер» (2023) снова возвращается к своим излюбленным фестивальным корням. Именно в авторском кино он смог проявить себя на заре карьеры. Когда-то, в 2006-м, реалистичная драма о гражданской войне в Ирландии «Ветер, который качает вереск» живого британского классика Кена Лоуча получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале и принесла Мерфи первую мировую известность. В фильме «Мелочи жизни» (2024) он не только сыграл главную роль, но и выступил в качестве продюсера.

small things like these 1

Темное наследие

О камерном фильме «Мелочи жизни» невозможно говорить без знакомства с контекстом. В основу сценария легла одноименная книга ирландской писательницы Клэр Киган. Она была основана на реальных событиях и стала бестселлером в 2021-м. Ее адаптировал сценарист Энда Уолш («Голод») знакомый с Киллианом Мерфи по фильму «Дискосвиньи» (2001).

Мрачные события, о которых узнала общественность только в 90-х годах ХХ века, были напрямую связаны с деятельностью католических приютов Магдалины для «падших женщин». Они были организованы в воспитательно-исправительных целях по всей Европе и даже в России еще в XVIII веке. Изначально такие места преследовали благие намерения. Они предназначались для определения места в жизни и наделения работой женщин, которые нуждались в «исправлении» по мнению общества. На деле такие приходы стали настоящими тюрьмами, где практиковались изнурительный труд, телесные наказания, моральные и физические унижения. В приюты попадали изнасилованные женщины и даже те, кто просто привлекал внимание мужчин своей красотой. Детей, рожденных в этих приютах, изымали у матерей силой. Монахини никогда не сообщали об их местонахождении.

small things like these 2

Незаживающая рана

Кино уже несколько раз рассказывало о приютах Магдалины. Четырехкратный номинант на премию «Оскар» фильм Стивена Фрирза «Филомена» (2013) с Джуди Денч в главной роли повествует о пожилой женщине, которая подростком была отдана на «перевоспитание» в такой монастырь. Она решает во что бы то ни стало найти своего ставшего уже взрослым ребенка.

Многие младенцы умирали в монастырях. Их захоранивали тайно, как и самих замученных девушек и женщин, работавших прачками. Считается, что за все время существования «прачечных», а это более 250 лет, в них погибли более тысячи младенцев, а число сгинувших там женщин до сих пор не установлено. Общественной огласке такие действия были преданы лишь в после обнаружения в Ирландии на месте таких приходов большого количества безымянных могил воспитанниц и их детей. О таких «прачечных» с ужасом вспоминает одна из героинь на страницах повести «Яма» А. И. Куприна.

Особенно жестокими и бесчеловечными условиями «славились» приюты в Ирландии. Известная певица Шинейд О’Коннор стала в юности узницей такого места и страдала от нанесенных ей там жестоких психологических травм всю свою жизнь, выражая боль в творчестве и гневных обвинениях в адрес церкви.

О приютах впервые рассказал всему миру шокирующий фильм «Сестры Магдалины» (2002) актера и режиссера Питера Муллана. Ватикан призывал запретить показ этой картины, но, несмотря на это она, получила главный приз — «Золотого льва» — на Венецианском кинофестивале в 2002 году.

К этой мрачной теме ирландской общественной жизни прошлого решил подступиться Киллиан Мерфи. Он предложил идею экранизации книги «Мелочи жизни» Бену Аффлеку («Исчезнувшая») и Мэтту Дэймону («Отступники»). Все трое стали генеральными продюсерами картины. К себе в команду они пригласили бельгийского режиссера Тима Миелантса («Острые козырьки»). Создатели показали события глазами свидетелей, простых людей, что жили рядом. Фильм посвящен более чем 56 тысячам девушек, которые были отправлены в приюты Магдалины с 1922 по 1996 год.

small things like these title 1

Заговор молчания

Действие переносит нас в 1985-й. В маленьком городке Нью-Росс на юго-востоке Ирландии, где все узкие извилистые улочки спускаются к огромной реке, не покладая рук трудится прилежный семьянин угольщик Билл Ферлонг (Киллиан Мерфи). Медленно и однообразно тянутся трудовые будни молчаливого работяги. Он любит своих пятерых дочерей и исправно несет бремя отца большого семейства. Вечерами все собираются с молитвой за большим столом, но желто-оранжевый свет, что льется от теплоты этого семейного круга, уходит куда-то во все поглощающий мрак. Напряженный взгляд героя, когда он остается наедине с собой, все время направлен из темноты комнаты в холодное окно. Какую боль скрывает его тревожное молчание? Первое сомнение закрадывается в душу угольщика, когда во время своей очередной смены он видит прибывшую машину, из которой родители силой выводят ровесницу его дочерей и передают настоятельницам. А когда накануне Рождества Билл обнаруживает в темном углу сарая монастыря, куда он обычно привозит свой уголь, изможденную девушку, которая молит о помощи, он будто просыпается от многолетнего сна.

Это событие внезапно прорвет пелену оцепенения и всколыхнет волну воспоминаний детства. Его «правильные» действия приоткрывают завесу тайны, о которой всем вокруг было давно известно. Постепенно осознавая, что происходит в стенах женского монастыря, Билл пытается справиться с волнением и поделиться тревогой с женой (Айлин Уолш), но натыкается на боязливое безразличие. Его «черная» работа призвана давать людям тепло. Она пачкает руки, которые он остервенело пытается отмыть в истерическом припадке беспомощности. Паузы тишины превращают молчание в настоящий крик.

Оператор Франк ван ден Эеден («Террор») не спешит переводить камеру с напряженного профиля героя. Крупные планы, сфокусированные на пристальном взгляде прозрачных голубых глаз Киллиана Мерфи передают невыносимую муку осознания всей бесчеловечности происходящего с именем Бога на устах. Билл движется впотьмах зловещих закоулков монастыря, словно заблудившийся мальчик в страшной сказке.

Прием недоговоренности и отсутствия демонстрации всех злодеяний, творящихся в закрытом приюте, нагнетают невыразимую словами тревогу. Беседа с грозной настоятельницей (Эмили Уотсон), которая использует разные виды подавления — от увещевания до прямых угроз — окончательно уверяет Билла в том, что его подзащитная в большой беде. Всего за несколько минут экранного времени звезда авторского кино Эмили Уотсон («Рассекая волны») воспроизводит леденящий душу образ, сравнимый по силе воздействия разве что с одиозной медсестрой Рэтчед в «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) Милоша Формана. За свою блестящую работу британская актриса получила главный приз — «Серебряного медведя» — на Берлинском международном кинофестивале (2024).

Отравленная атмосфера бездушной круговой поруки и лицемерного молчания становится нормой для жителей ирландского городка. Но не для Билла. Ужасающая правда о ставшем привычным зле помогает ему открыть тайну своего прошлого и совершить по-настоящему важный поступок.

small things like these 3

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp