В российский прокат вышел фильм-притча «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы, стоивший режиссеру виноградников
Нелегкая судьба
Свой «Мегалополис» Коппола задумал еще в 1977 году. Тогда только завершились съемки его очередного киношедевра «Апокалипсис сегодня», и, как поговаривают некоторые критики, Копполе, достигшему карьерного пика, захотелось создать нечто по-настоящему великое. Но ни в 1980-е, ни в 1990-е картина не появилась. Разумеется, параллельно режиссер работал и над другими лентами. Известно, что в нулевые сценарий «Мегалополиса» читали Аль Пачино, Роберт Де Ниро и иные знаменитости. Однако плотно приступить к процессу создания удалось лишь в 2019 году. Съемки на протяжении всего времени сопровождались производственными сложностями. Коппола вел себя как безумец: нервничал, ругался, увольнял людей, однажды выгнал всю команду, трудившуюся над визуализацией.
В итоге фильм обошелся ему в 120 миллионов долларов. Режиссер вложил собственные средства, вырученные от продажи доли в винодельческом бизнесе.
Кинопровал?
Понятно, что за сорок лет идея ленты несколько раз перекраивалась, менялся состав актеров. Например, вместо демонического Кристиана Бейла («Темный рыцарь») главную роль сыграл субтильный Адам Драйвер («Патерсон», «Аннет»). Разумеется, и сложности кинопроизводства повлияли на сам фильм. В чем только не обвинили критики и зрители Копполу после выхода его многострадального «Мегалополиса»: сложно, претенциозно, плохие спецэффекты, нет положительного героя, вопросы к сценарию. Сам он несколько раз за время съемок кокетливо говорил, что боится провала (спойлер: нет, не боится, это игра).
Город счастья ни при чем
Фильм в итоге получился по-настоящему масштабным. Но поражает лента не компьютерной графикой, она-то как раз обычная и местами даже забавная. Например, одно из чудеснейших изобретений нобелевского лауреата, гениального архитектора и главного героя Цезаря Катилины (Адам Драйвер) очень похоже на движущуюся дорожку в аэропорту, к которой в свете мира будущего добавили немного фонариков. Смутен и сам мегалон — таинственный материал, из которого планируется слагать город-сад, заботящийся о своих гражданах. Да и футуристический сити (проект Катилины, из-за которого весь сыр-бор), развивающийся вместе с жителями, опирается не то на чертежи Антонио Гауди, не то на проекты архитекторов Баухауса, выглядит как-то смазано. Однако визуальная составляющая (а в картине есть интересно построенные сцены) — не главное. Суть и не в городе.
Негероический герой
Кажется, даже герои для Копполы не принципиальны. Мэр Цицерон (Джанкарло Эспозито), противостоящий Катилине и желающий жить старой жизнью, местами бледен, нелогичен и скучен, он то ярый противник, то смиренный дед, нянчащий внучку на коленке. О его дочери Юлии (Натали Эммануэль) и говорить нечего. В фильме она муза Катилины, поэтому особой игры от актрисы не требуется (ее и нет). Клаудио Пульчер (Шайя ЛаБаф) — заклятый враг Цезаря и главный заговорщик — откровенно шаблонен и смешон. А его союзница и бывшая возлюбленная архитектора Воу Платина (Обри Плаза) показательно сексуальна. Банкир Красс III (Джон Войт), главный спонсор творца, и вовсе похож на Дональда Трампа. Отдельное удовольствие зрителям доставят финальные сцены с Войтом, вооружившимся луком — водевиль чистой воды.
Да и сам Адам Драйвер в новой роли симпатии не вызывает. Как таковой игры конкретно в этом фильме он не демонстрирует, разве что хорошую память и чудеса декламации. Его персонаж печален, устремлен в будущее и захвачен великой мыслью — непременно причинить всем счастье (для ее воплощения в городе сносят трущобы и потребляют гигаватты электричества). Однако, как и все в этом мире, Катилина — плохиш, он употребляет наркотики, пьет и спит с кем не попадя. Зато по щелчку умеет останавливать время. Чем вызывает восхищение и ужас у народа.
Главное — идеи
Дополнительный бонус: интеллигентный человек, глядя на экран, испытает радость узнавания. Цитаты здесь везде, герои не только осмысливают высказывания Марка Аврелия, они говорят стихами Байрона, Шекспира. И периодически оказываются вписанными в визуальные аллюзии. Например, в фотографию 1932 года «Обед на высоте», картину Густава Климта «Поцелуй», сюжет со стрельбой в Джона Леннона (покушение на Цезаря Катилину происходит в том же месте и при тех же условиях). Но все это лишь кусочки большого пазла.
Фильм по-настоящему поражает глубиной мысли. Ведь только идеи и важны для Копполы. Взяв за основу известный сюжет — противостояние Цицерона и Катилины, режиссер создает собственное глубокое размышление об Америке. Вернее, он спрашивает, каким может стать ее будущее и есть ли в нем место созиданию. Тут-то все и увязывается: сумрачный Катилина, с его брезгливым выражением лица, богач Красс в костюме Робин Гуда, колдовской дурман Воу Платины и даже Новый Рим — город, в котором происходит действие. К слову сказать, вопрос о том, является ли современная Америка очередным вариантом гибнущей империи для Копполы не вопрос. Почему, будет понятно, если обратить внимание на фразы из документов и трудов отцов-основателей США, звучащие в фильме. А вот новая Америка, в которой каждому предстоит найти свое место, — действительно проблема, над которой Коппола, похоже, думает давно…