Оперная звезда и икона стиля Мария Каллас снова обретает жизнь на экране в исполнении Анджелины Джоли в авторском фильме режиссера Пабло Ларраина. SHOT TV предлагает свое понимание картины «Мария (2024).
Чилийский режиссер Пабло Ларраин («Эма: танец страсти») продолжает свой рассказ о знаковых женщинах ХХ столетия. Начало было положено в 2016 году фильмом «Джеки», рассказывающим о том, как переживала смерть американского президента первая леди Жаклин Кеннеди. В 2021-м «Спенсер» переносит нас в канун Рождества и заглядывает за кулисы брака принцессы Дианы и принца Чарльза. В «Марии» постановщик по-своему интерпретирует известные факты биографии знаменитой оперной певицы Марии Каллас.
Увядающая 53-летняя примадонна давно потеряла голос и былую славу. Она живет одна в роскошной квартире с королевской обстановкой в Париже, общается только с услужливой домработницей (Альба Рорвахер), преданным дворецким (Пьерфранческо Фавино) и двумя проворными собачками. Мария заполняет свою внутреннюю пустоту успокоительными, которые позволяют ей находиться в полузабытьи. В туманном сознании проносятся потускневшие образы прошлого и вспыхивают робкие надежды на уже предрешенное будущее.
Что надо знать перед просмотром
Короткая жизнь гречанки Марии Каллас была полна драматических событий. Деспотичная мать с раннего детства активно начала готовить свою нелюбимую талантливую дочь к большой сцене. В Афинах корпулентная девочка-подросток страдала от непомерного психологического давления. Заслуженный успех и похвалы опытных учителей постепенно смогли придать Марии уверенность в своих силах. Порвав отношения с матерью, она начала свою сольную карьеру в опере в США. Ей удалось получить признание американской публики после бесконечных прослушиваний, неудач и разочарований. Обладательница «безграничного и свободного» сопрано научилась скрывать свои переживания. Первый муж, бизнесмен Джованни Менегини, который был старше на 27 лет, становится ее менеджером и решает собственные проблемы за счет выступлений жены. Главной любовью и драмой жизни всемирно известной певицы становится судоходный магнат Аристотель Онасис. Стремление соответствовать канонам красоты, вынужденный аборт по требованию Онасиса, свадьба миллиардера с Жаклин Кеннеди трагически сказываются на здоровье Марии. Последовали частые депрессии, отмены выступлений и попытки свести счеты с жизнью. Бешеная популярность и пристальное внимание публики превратили существование Каллас в невыносимый кошмар. Под воздействием непрекращающегося стресса, седативных препаратов и постоянного голодания она теряет свой уникальный голос.
Попытка синхронизации
Британский сценарист Стивен Найт («Острые козырьки», «Спенсер») попытался совместить настоящие события жизни певицы с предполагаемыми. Режиссер Пабло Ларраин создает постановочные «хроникальные» кадры с участием актеров. Он пользуется черно-белым изображением, чтобы провести водораздел между реальностью и вымыслом. Воспоминания героини ненадежны: тягостная юность в Греции с сестрой и авторитарной матерью, первая встреча на балу и тайное прощание с Онасисом, колкая беседа с Кеннеди. Хотя, монохромные эпизоды притворяются хроникой, они не могут до конца претендовать на объективность. Впрочем, тот же подвох можно обнаружить и в цветных частях. Реален ли молодой журналист (Коди Смит-Макфи), который в отличие от жадных до скандалов папарацци, деликатно интересуется прошлой и настоящей жизнью звезды? Может, он тоже идеальная проекция затуманенного сознания? Путешествие через время и пространство, превращающее квартиру в концертный зал, прохожих — в слушателей, а лестницу фасада здания — в оперную сцену наполняет изображение воздухом и придает невесомость. Гениальная классическая музыка настраивает зрителя на греческую трагедию. Но закрывать при помощи Верди и Пуччини образовавшиеся пустоты все же не совсем честно. Иногда персонажи пытаются проговаривать очевидные вещи. Как-будто режиссер боится, что зритель не считает эмоцию и, чтобы избежать этого, дополнительно использует текст. Это упрощает восприятие и грозит уходом в мелодраму.
Путь через звездные врата
В работах о культовых женщинах Ларраина мы уже повидали немало современных звезд: Натали Портман («Леон»), Кристен Стюарт («Сумерки»). Теперь очередь дошла и до статусной, но давно не появлявшейся в заметных ролях Анджелины Джоли («Малефисента»). Сначала ее трудно принять. Она слишком узнаваема и мало похожа на прототип. Но постепенно искренность актрисы убеждает и заставляет проникнуться печалью и торжественностью. Джоли играет сдержанно, без надрыва. Неповторимость вокала Марии Каллас крылась в глубоком эмоциональном заряде. Певица обладала феноменом «четыре голоса в одном». Актриса убедительна даже в эпизодах исполнения сложных вокальных партий. И все же для многомерного высказывания этого всего оказалось недостаточно.
Через призму истории Марии Каллас раскрывается судьба любой женщины, которая вынуждена быть инструментом для достижения чужих целей и жить не своей жизнью. Все ее подавленные эмоции могли выйти только через волшебный дар природы, вырываясь наружу чудесными звуками. Отчаянные попытки героини вернуть свой голос были обречены. А это означало, что путь ее окончен. Перед нами прощальная прогулка по опавшим листьям парижских бульваров вместе с величественно шествующей дивой, одинокой женщиной, которая чувствовала, что ее любят, только когда она пела.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram