На фестивале «Послание к человеку» был показан потенциальный российский хит и победитель смотра актуального российского кино «Маяк». Выход картины в прокат запланирован на 27 февраля, но Блог SHOT TV рассказывает вам о ней немного раньше.
Побег с чужим золотом
Кеша (Юра Борисов), отмотав срок по хулиганке, возвращается домой в сибирский поселок старателей, где его ждут отец (Дмитрий Поднозов) и младший брат Тима (Макар Хлебников). Батя быстро находит непутевому 27-летнему сыну работу мойщиком золота на прииске, но его подставляют и выгоняют. Тогда Кеша решает отомстить. Уговорив друга-охранника, он вскрывает сейф начальника (Александр Мосин, игравший в последних фильмах Балабанова) и с неучтенными золотыми слитками в рюкзаке везет Тиму, который поступил в институт в Новосибирске, в аэропорт.
Но только никакого вылета не будет — из охранника выбивают признание, и вот уже во двор к отцу заезжает черный джип. Золото чужое, его надо срочно отдать серьезным людям, а ребятам лучше вернуться самим, а то хуже будет. Но отец берет ситуацию в свои руки и прямо сообщает сыновьям по телефону — не возвращайтесь сюда, вы теперь сами по себе. Братья пускаются в бега — когда по воде, а когда по земле. А неприятности сопровождают их на всем пути следования.
Актерские и режиссерские дуэты
«Кончится лето» работает благодаря сразу двум творческим тандемам. Во-первых, это совместная картина якутских режиссеров Владимира Мункуева (драма «Нууча», не вышедшая в прокат из-за обвинений в «русофобии») и Максима Арбугаева (короткометражная документалка «Выход» с номинацией на «Оскар» и «Генезис 2.0», награжденный призом на фестивале «Сандэнс»). Первая половина фильма чуть больше фокусируется на взаимоотношениях героев, а вторая становится более созерцательной, почти этнографически-документальной. Но эти различия в подходе двух кинематографистов не диссонируют, а скорее дополняют друг друга.
Во-вторых, большая часть сюжета держится на дуэте популярного не только в России, но уже и за ее пределами Юры Борисова и Макара Хлебникова, который успел заявить о себе в «Пингвинах моей матери» Наталии Мещаниновой и «Снегире», снятом его отцом. Борисов, как всегда, органичен в образе простого рубахи-парня, который и мотор может починить, и по морде дать. Вот Кеша напивается с друзьями, вот идет с братом на могилу матери, а вот падает в обморок, когда понимает, что натворил — как такому не посочувствовать?
Почти всегда игравший положительные роли, здесь Борисов оказывается слабым и недалеким, совершающим одну ошибку за другой, и всё же до поры до времени вполне харизматичным героем. Скорее вызывает некоторое недоумение его неуловимая трансформация в безжалостного убийцу. По идее, ключом к этому могла бы стать сцена у костра с везущим их по реке рыбаком, когда камера заглядывает Борисову в глаза, но никаких предпосылок к пугающей перемене личности режиссеры так и не предлагают.
Это, пожалуй, главная проблема фильма, как и несколько лишний эпилог после затемнения экрана. В свою очередь Макар Хлебников идеально подходит на роль положительного паренька, который постепенно понимает, что брат неудержимо толкает их обоих в пропасть.
Узнаваемые русские просторы
Аналогий во время просмотра возникает много — от «Бумера» Петра Буслова с его бегством в никуда по русским просторам и «Окраины» еще одного творческого тандема Луцика и Саморядова, где путь-дорога за правдой была отмечена пунктиром смертей, до «Грачей» Константина Ершова про семейно-разбойничий подряд братьев-убийц.
Но основная и неизбежная ассоциация, от которой никуда не деться — фильмы Алексея Октябриновича Балабанова. И тут дело не только в Якутии, которую он так полюбил в последние годы жизни. И не в появлении в кадре убедительного Мосина, бывшего десантника-афганца с криминальным прошлым. Скорее в неумолимо сгущающейся атмосфере фатализма, свойственной режиссеру «Про уродов и людей» и «Морфия».
Кончится детство
Лишь в финале «Кончится лето», под звуки одноименной песни группы «Кино», становится очевиден еще один жанр картины, кроме роуд-муви, неонуара или криминальной драмы. Это история о взрослении, которая оставляет с промозглым ощущением того, что лето кончилось раз и навсегда. Причем не конкретно «это», как поет Виктор Цой, а вообще.
Оказывается, на старших не всегда можно положиться, даже если они стараются всё делать ради твоего блага. Тима после событий фильма никогда не станет прежним, и тут невозможно не вспомнить строчки другой рок-группы: «Детство было — черт с ним, с детством». Да и название песни «Моя северная страна» оказывается очень подходящим.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram