Комедия в стиле «сюр» из жизни столичной гламурной богемы 90-х с элементами криминального боевика. Премьера 2 декабря в 21:00 на SHOT TV
Контекст
Не секрет, что многие знаменитые режиссеры начинали как авторы видеоклипов для музыкальных исполнителей. Мировая эпоха MTV 80-х быстро сформировала правила и законы индустрии. От простейших работ в двух локациях видеоклипы выросли в высокобюджетные музыкальные мини-фильмы с первоклассной драматургией и режиссурой.
В распавшемся СССР только в 1990-х несколько молодых энтузиастов рискнули снять подобное видео на местном материале. Тогда никто и не думал, что именно это даст толчок развитию постсоветского шоу-бизнеса и гламура. К середине 90-х уже ни одна российская поп-звезда не мыслила своей песни без дорогого видеоклипа. На них тратились баснословные суммы, которые нередко приходили из криминальных сфер. Вот в такое интересное время и начинают свою творческую трудовую деятельность герои новой музыкальной криминальной комедии Григория Константинопольского «Клипмейкеры».
О чем
Покинутый любимой девушкой и страдающий режиссер Гриша Византийский (Александр Горчилин) неожиданно для себя самого изливает весь ураган тоски и томления в удачной идее для нового видеоклипа поп-звезды Богдана Титомира. Это событие открывает новые горизонты применения таланта молодого постановщика. К перспективному делу присоединяется троица креативных друзей: пронырливая сценаристка Тоня Водкина (Мария Шалаева), представитель «золотой молодежи», сын влиятельного кинематографиста Вася Коппола (Александр Кузнецов) и оптимистичный режиссер-мультипликатор Армен (Арам Вардеванян). У всех — высокий градус безбашенности и куража. Квартет с головой ныряет в круговорот невероятных, смешных и опасных приключений, которые грозят перерасти в серьезные проблемы.
Кто есть кто
Режиссер и сценарист Григорий Константинопольский («Восемь с половиной долларов», «Кошечка», «Пьяная фирма», «Гроза», «Мертвые души») сам прошел через огонь, воду и медные трубы 90-х. На основании статуса живого свидетеля и непосредственного участника событий автор имеет полное право рассказать свою собственную байку про шальную молодость. Он начинал как создатель музыкальных клипов для популярных исполнителей. В его арсенале 300 работ. Среди них — знаменитый «Вовочка» группы Pep-See, клипы для Аллы Пугачевой и «Машины времени». В 1999-м режиссер берется за свой дебютный полнометражный фильм «Восемь с половиной долларов». С того времени Константинопольский продолжает снимать кино. В своих работах он часто использует буффонаду и сатиру. В его новом фильме они как нельзя кстати.
История, рассказанная в «Клипмейкерах», охватывает почти десятилетие. Она начинается в 1992-м и заканчивается в 1999-м. Фильм можно назвать хулиганским исследованием зарождения, стремительного развития, подъема и упадка клипмейкерства в России. Большинство персонажей имеет прототипы, которые живут и здравствуют поныне. Нет сомнения, что главный герой Гриша с грустными глазами Олега Даля и есть сам режиссер. Под зашифрованными именами друзей Гриши распознать современных деятелей отечественной киноиндустрии тоже нетрудно. Лишь одно имя — Армен Петросян — было оставлено неизмененным в память о молодом и талантливом художнике. Финальный эпизод картины снимался на Бережковской набережной, где он трагически погиб в автокатастрофе 1999 году.
Как снято
Повествование представляет собой живописные обрывочные воспоминания забавных и рискованных сцен из жизни молодых друзей. Фильм разбит на главы по годам и именам участников. У каждого есть своя персональная история. Все вместе они образуют ударный (и угарный) ансамбль с узнаваемыми архетипами — есть тут и поэт, и муза, и злодей.
На протяжении всего фильма Константинопольский мастерски воспроизводит визуальный стиль российских клипов 90-х. Узнаваемые мелодии отечественных поп-звезд искусно вплетены в повествование и звучат бодро и трогательно. А известные специально снятые заново видеоклипы впечатляют размахом и сложностью постановки.
Задача рассмешить зрителя нелегка. На это работает абсурдность всего происходящего, харизматичные персонажи и живые диалоги. Неубиваемый Бобер – символ неистребимого российского криминала. Он то терминатор, то зомби, то Ленин (культовый Владимир Епифанцев). Настоящий восторг вызывает Роза Хайруллина в роли молчаливой и энергичной бабушки «на стиле». Все оригинальное, что создавали в 90-х отечественные клипмейкеры, тут же ставилось на поток и клишировалось — намеренно повторяющиеся в фильме много раз однотипные гэги ярко иллюстрируют это явление.
Смысл
Как ни странно, феномен клипмейкерства, привнесенный западной поп-культурой, приобретает в фильме Константинопольского острый местный колорит. Подобно героям Достоевского и Чехова, персонажи выбирают между любовью и страстью, свободой и деньгами, творчеством и амбициями. Трогательная прогулка на велосипеде теперь привязана к «Ста дням после детства» только изображением на футболке. Вчерашние трепетные пионерки надевают ковбойские шляпы и сапоги и превращаются в цитату из «Буча Кэссиди и Сандэнса Кида». Рулетка крутится. Бабушка танцует. Всем хочется проскочить между струями и поскорее ухватить свой кусок счастья. Тоня легко поменяет свои убеждения, если выгодный проект сулит хорошие деньги. Прагматичный Вася не мелочится и использует свои связи для глобальных проектов, принимая предложения крупных криминальных авторитетов и политиков. Армен, романтик, оптимист и просто светлый человек, выбирает роковую любовь. А раздираемый душевными и творческими противоречиями Гриша так и не находит себе утешения.
Картину можно воспринимать как веселый балаган, ностальгическую сказку, набор удачных и не очень удачных гэгов. Но сквозь мутное стекло времени все яснее вырисовываются значения тех далеких событий. Искрится мишура экзальтированной гламурной тусовки. Что же было настоящим, а что ложным? Какова цена успеха? Клипмейкеры лишь однажды сталкиваются с печальными потребителями собственного продукта — обездоленный и печальный народ угрюмо бредет вдоль туманной набережной в противоположном направлении.
Картина предлагает в легкой и ненавязчивой форме отрефлексировать наше общее прошлое, чтобы лучше понять настоящее. Ведь в те «лихие» времена, целое поколение сегодняшних 50-летних было полно сил, надежд, хотело жить на полную катушку и найти свое счастье во что бы то ни стало. Все только начиналось.
Р.S.
И как же это прекрасно, когда у тебя в молодости были друзья-супергерои со стульями наготове. Они всегда появлялись в нужный момент, чтобы спасти тебя и хорошенько навалять злодею.
«Клипмейкеры» — взрывной коктейль из ретро-музыки и гламура от мастера своего дела. Смотрите в субботу, 2 декабря, в 21:00 на SHOT TV!