РЕЦЕНЗИЯ / 18+

Из тюремных гамлетов в призеры BAFTA?

9 января 2025

Неочевидный фаворит крупнейших кинопремий-2025

Низкобюджетная Лента Грега Куидара «Синг Синг» до сих пор не добралась до широкой аудитории, хотя ее дебют состоялся в 2023-м на Эдинбургском международном кинофестивале, а британская премьера — в конце лета минувшего года. Американский еженедельник The Variety называет «Синг Синг» в числе претендентов на «Оскара» (лучший адаптированный сценарий и лучшая мужская роль). Кроме того, фильм попал в лонг-лист премии BAFTA в трех номинациях. «Синг Синг» был представлен на множестве фестивалей и нахватал призов, в том числе награды National Board of Review, Международного фестиваля в Палм-Спрингс, кинофестиваля в Сан-Диего и ряда других престижных конкурсов.

У фильма с мизерным бюджетом не так много шансов быстро раскрутиться и выйти к массовому зрителю. Тем более что, вероятно, не всякому зрителю «Синг Синг» придется по вкусу, ведь это кино требует сопереживания. Как всякое настоящее искусство.

colman domingo and clarence maclin
Колман Доминго и Кларенс Маклин

Реабилитация через искусство

«Синг Синг» — знаменитая американская тюрьма строгого режима, расположенная в штате Нью-Йорк. Примечательна она тем, что ее территория разделена железнодорожными путями.

В разное время в камерах «Синг Синга» отбывали сроки члены печально известной «Корпорации убийств», душегуб и каннибал Альберт Фиш, мошенник Джордж Паркер, «продавший» Бруклинский мост, Джулиус и Этель Розенберг, шпионившие в пользу СССР во время Второй мировой войны, актер Тони Сирико («Сопрано»). В 1920-х годах в стенах тюрьмы выступал Федор Шаляпин.

Исправительное заведение пользуется уважением за спортивные достижения своих «постояльцев», а в 1996 году «Синг Синг» привлекла внимание программой «Реабилитация через искусство». Ее авторам удалось привлечь к театральному искусству множество заключенных посредством проведения семинаров и организации театральных постановок. К работе в «Синг Синге» приглашаются профессиональные педагоги и режиссеры — из числа добропорядочных граждан. Исследования доказали состоятельность «Реабилитации через искусство» — случаи рецидивов после условно-досрочного освобождения преступников сократились.

Тюремные театралы

Грег Куидар, больше знакомый поклонникам документальных лент («Призрачный флот», «В сенаторы с Бето»), снял картину о программе реабилитации через искусство, причем художественное повествование здесь переплетено с документальной манерой подачи материала: мы можем наблюдать за творческим процессом, как если бы он был не постановочен, а реален. Следует заметить, впрочем, что он вполне реален, ведь главные действующие лица «Синг Синга» — бывшие и нынешние заключенные. Среди главных героев всего два профессиональных актера: Колман Доминго, сыгравший Джи, и Пол Рейси, исполнивший роль режиссера Брента Бюэлла.

Герой Доминго осужден за убийство второй степени (непреднамеренное). Театр — главное дело его тюремной жизни. Он не только актер и организатор, но и драматург. Тюремная труппа порой прибегает к его помощи, хотя чаще берется за постановку классики — обычно Уильяма Шекспира.

После очередной премьеры участники программы ищут новых членов для своей группы и, набрав их, задумываются о новом спектакле. К общему удивлению, к группе примыкает Кларенс Маклин по прозвищу Божественный глаз. Этот Кларенс — тип, известный своей жесткостью. Он не признает никаких авторитетов, он независим, невыносим, заносчив и агрессивен. Что именно подтолкнуло его к участию в «театральном кружке» — большой вопрос. Поначалу представляется, что исключительно скука и желание позлить тюремных «театралов», но затем обнаруживается, что актерство для Кларенса все равно что вторая кожа.

clarence maclean
Кларенс Маклин

Стать Гамлетом в комедии

Именно Кларенс предлагает поставить не драму или трагедию, которых и без того достаточно в жизни, а комедию. Джи разводит руками: комедий он не пишет. Мозговой штурм приводит к решению создать смешную пьеску, причем весьма эклектичного толка: в ней мешаются древность (египетские мумии и гладиаторы), персонажи Шекспира и Фредди Крюгер. Все выбирают персонажа себе по плечу, а Кларенс ничтоже сумняшеся отвоевывает монолог Гамлета: «Быть или не быть…» Когда его спрашивают, почему он, настаивая на комедии, взялся за роль трагическую, он отвечает, что не хотел бы провалиться в комедийной роли, ведь играть комедию — куда сложнее. И пока все лицедействуют на разные лады, ища зерно роли, Кларенс, он же Божественный глаз, репетирует принца датского.

Поначалу у него ничего не выходит: он злится и вступает в открытый конфликт с группой, не считая их занятия серьезными. Многочисленные актерские тренинги кажутся ему бесполезными, ему важно одно — сыграть. Кларенсу непонятны волнение и трепет перед театром товарищей, один из которых так определяет значение программы реабилитации: «Мы попали сюда, чтобы снова стать людьми, чтобы красиво одеться и танцевать. И наслаждаться тем, чего у нас нет в тюрьме». В этой сермяжной правде — значение искусства и театра для каждого из участников постановки. Отдаваясь творчеству, они забывают о жестоких нравах, царящих в «Синг Синге», о бесконечном одиночестве, вызванном продолжительной разлукой с близкими и возлюбленными. Заключенные живут, страшась внешнего мира, не зная, смогут ли в нем приспособиться и отыскать себе место. Никто не может быть уверенным в том, что мир, где люди свободны, не отвергнет их и не вернет на прежнее место — в крохотную камеру с узкими нарами и металлическим унитазом.

Долгий путь к УДО

Для героя Колмана Доминго оказаться на свободе — единственная мечта, за которую нужно бороться. За долгие годы заключения он подал множество апелляций, написал ворох жалоб во все инстанции. Джи не признает своей вины, полагая, что осужден несправедливо. И даже есть, сообщает он в своих письмах, человек, признавшийся в преступлении, которого он, Джи, не совершал. Правда, члены комиссии по УДО бьют Джи наотмашь вестью о том, что указанный им человек умер, а значит, шанса что-либо доказать нет. Расспросив подробно Джи о его участии в программе реабилитации, комиссия ставит под сомнение искренность его ответов: мол, не играете ли вы и сейчас, мистер Уитфилд?

Все это наносит сильнейший удар по Джи: он теряет контроль над собой и ссорится с театральной группой, бросая ее накануне премьеры. Премьеры, которая теперь как воздух необходима Божественному глазу, обнаружившему в себе проблеск таланта драматического артиста. Кларенс еще совсем недавно мрачно смотрел на мир и тем более на занятие театром: «Притворство, игры… Даже ученая степень не изменит того, что я преступник». В течение какого-то часа экранного времени мы наблюдаем перерождение героя Кларенса Маклина, ставшего настоящей находкой для режиссера. Непрофессиональный актер, участвовавший только в тюремной самодеятельности, угодил в лонг-лист престижнейшей премии BAFTA. И даже если он не окажется в числе основных номинантов, все равно иначе как чудом его работу и успех не назовешь. Не нужны лишние слова, чтобы подтвердить социальную значимость программы реабилитации через искусство, которая после «Синг Синга» была введена еще в пяти американских тюрьмах. Джи вернется к товарищам, премьера состоится. Красочное и забавное зрелище заслужит аплодисменты публики. Вскоре по УДО выйдет Кларенс, а следом за ним — Джи. И встретившись за колючей проволокой на фоне проезжающего по территории тюрьмы поезда, они обнимутся и скажут друг другу, что воздух свободы пахнет иначе. «Потому что, — прибавит Кларенс, — рядом нет параши».

colman domingo
Колман Доминго

Нет сомнений в том, что «Синг Синг» — одна из интереснейших драм последнего времени и своих новых поклонников она еще найдет. Грег Куидар и его профессиональная и не очень команда создали особенную ленту, в которой важна каждая психологическая деталь. Недаром съемка, как мы говорили, время от времени становится нарочито документальной — чтобы зритель мог наблюдать процесс. А еще Куидар не сообщал актерам, что в камере кончилась пленка, и не останавливал никого, позволяя команде продолжать творить. И крайне жаль, что этот неснятый материал мы никогда не увидим.

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp