РЕЦЕНЗИЯ / 18+

Гражданин Кэмп, или Некомфортный вопрос от старого ковбоя

20 января 2025

94-летний Клинт Иствуд представил на суд зрителей новый фильм — «Присяжный номер два»

SHOT TV рассказывает, почему это высказывание можно считать важным завещанием мастера.

juror no. 2 1

Человек с именем

Клинт Иствуд — легендарная фигура в мировом кинематографе. Он приобрел известность как исполнитель роли молчаливого героя без имени, который сражается с беззаконием на Диком Западе в трилогии итальянца Серджо Леоне. Спагетти-вестерны с его участием возродили жанр, считавшийся в США умершим. С 1971 года Иствуд сам садится в режиссерское кресло. Вот уже более полувека он один из самых выдающихся голливудских режиссеров остросюжетного кино с сильной драматургией. В его арсенале две премии «Оскар» за режиссуру фильмов «Непрощенный» (1993) и «Малышка на миллион» (2005) и множество номинаций на различные кинопремии. Фильмы Иствуда не раз участвовали в программе Венецианского и Каннского кинофестивалей.

Киногероям актера приходилось добиваться правды в жестком противоборстве с насилием и беспределом социума, живущего по звериным законам. На кону всегда стояла человеческая жизнь. Что изменилось с тех пор? Цивилизация вооружилась правовой системой, а добиваться справедливости предлагается через суды.

В свои почтенные 94 года режиссер обращается к зрителю с простым и некомфортным вопросом: что сделаешь ты, если обнаружишь, что виноват сам, и у тебя будет возможность избежать наказания за счет другого?

За себя и за того парня

В фильме «Присяжный номер два» (2024) перед нами среднестатистический и вполне себе симпатичный молодой американец Дастин Кэмп (Николас Холт). Он живет в небольшом городе и пишет статьи для местной газеты. Дастин счастлив в браке с Элисон (Зои Дойч), и у молодой пары скоро должен родиться первенец.

В один прекрасный день Дастин получает повестку в суд — его выбирают одним из присяжных в деле об убийстве молодой девушки. В роковой дождливый вечер жертва поссорилась со своим бойфрендом в баре. Множество свидетелей подтвердили бурные выяснения отношений, что было в порядке вещей у этой пары. Девушка решила идти домой одна. Ее тело находят под мостом у шоссе. Для всех горожан очевидно, что убить мог только ее вспыльчивый парень Джеймс Сайт (Гэбриел Бассо). Все просто.

Обвинение в лице прокурора Фейт Киллебрю (Тони Коллетт) хочет ярко проявить себя и получить максимальное количество голосов на предстоящих выборах. Ей надо выиграть дело во что бы то ни стало. Общественный адвокат (Крисс Мессина) честно отрабатывает свою скромную зарплату. Присяжные хотят поскорее домой. Пора быстро проголосовать, решить, что парень виновен, и разойтись. Но что-то гложет нашего «примерного гражданина» Кэмпа.

Узнав все подробности дела, он с ужасом осознает, что сам является причиной трагического происшествия на дороге, а подозреваемый в убийстве человек абсолютно невиновен. И что теперь? Признаться? А как же любимая жена на сносях, карьера, будущее? Может, пусть уж накажут этого бедолагу? Он ведь, по всеобщему мнению, и так далеко не идеален. Если бы Дастин был подлецом, то такой морально-нравственной дилеммы перед ним не встало. Но он обыкновенный: не хорош и не плох. Ему просто выпало решать за себя и за того парня.

juror no. 2 2

Люди не те, кем кажутся

Как только мы приходим к выводу, что с каждым персонажем все ясно и понятно, как появляется новая информация, которая все меняет.

Добропорядочный Кэмп раньше страдал алкогольной зависимостью и теперь ему особенно важно начать новую жизнь с той женщиной, которая поверила в него.

Простой пенсионер из числа присяжных оказывается бывшим полицейским и также желает применить свои знания и докопаться до правды. Обвиненный в убийстве бойфренд искренне любил свою погибшую девушку и безутешно скорбит. На первый взгляд, циничная карьеристка-прокурор готова признать свою ошибку ради справедливости и спасения невинного.

Неспешно затягивая персонажей в паутину мучительных вопросов совести, Клинт Иствуд умело манипулирует зрительскими эмоциями. Когда мы начинаем сочувствовать герою, неожиданно появляются дополнительные детали, которые подливают масла в огонь и заставляют сомневаться. Нам постоянно приходится пересматривать свою позицию. В круговорот событий вовлекается все больше лиц, которые подталкивают героя к дальнейшим действиям. Поступательная динамика и драматизм на протяжении всего фильма не дают заскучать и постоянно поддерживают интерес к происходящему.

Олдскульная классика

В классической судебной драме Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» (1957) один сознательный присяжный голосует против одиннадцати, сомневаясь в доказательствах вины подростка. После нового и подробного рассмотрения всего дела раскрываются новые детали и устанавливается истина. На сторону усомнившегося присяжного переходят и все остальные.

Клинт Иствуд идет еще дальше. В числе его присяжных уже нет такого «идеального» человека, которому не все равно. Герой фильма не стал бы голосовать против при других обстоятельствах. Его останавливает только то, что он точно знает, кто виноват в случившемся. Режиссер подчеркивает усилившееся равнодушие к судьбе ближнего, индифферентность к объективности правосудия и заинтересованность только в личной выгоде. Простой и основательный рассказ в олдскульной манере отсылает к лучшим образцам фильмов ХХ века о столкновении человека с важными этическими вопросами и собственной совестью.

Сначала кажется, что сценарий Джонатана Абрамса пойдет по проторенным тропам. Но судебное разбирательство внезапно завершается приговором уже к середине фильма. Затем картина переходит в напряженную психологическую драму. Иствуд использует элементы формального процедурала лишь для фона своей главной мысли. Он докапывается до глубин души не только героя, но и самого зрителя.

juror no. 2 3

Все так однозначно

Николас Холт убедительно играет сомнение и растерянность. Лицо его героя наполовину во мраке. Нервно вглядываясь в темноту, он пытается оправдать себя и зацепиться за соломинку. Именно это подкупает, делает его живым. Когда судьба в лице Фейт Киллебрю стучится в его дверь, он чувствует уже не страх, а ошеломленное облегчение.

В 2024 году Холт представил три абсолютно разных характера: от рокового риелтора Томаса в ремейке готического ретрохоррора «Носферату» (2024) Роберта Эггерса («Ведьма», «Маяк») до хищного лидера экстремистского сообщества в американской глубинке в «Безмолвном братстве» (2024) Джастина Курзеля («Макбет», «Подлинная история банды Келли»). Точное раскрытие им психологии образа в фильме Клина Иствуда — прекрасная демонстрация наработанного драматического опыта и заметного актерского роста.

В «Присяжном номер два» режиссер остается верен себе. Его высказывание можно считать лаконичным завещанием. Иствуд настаивает на том, что справедливость одна, и не может быть вариантов и «не-все-так-однозначных» самооправданий. Каждый обязан спрашивать свою собственную совесть. Мужество в том, чтобы найти силы признать вину и понести ответственность. Во времена всеобщего малодушия это уже не просто поступок, а практически героизм. Хватит ли мужества герою фильма сделать правильный шаг? Хватит ли всем нам этого мужества? Вот в чем вопрос.

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp