РЕЦЕНЗИЯ / 18+

«Эмилия Перес»: споем на «Оскар»

25 декабря 2024

Как наркобарон Манитас Дель Монте в мюзикле Жака Одиара стал женщиной, но о последствиях не подумал

Об «Эмилии Перес» — новом фильме Жака Одиара («Смотри, как падают люди», «Париж, 13-й округ») — еще со времен успешной премьеры на Каннском кинофестивале говорят разное. Одни кинокритики с восхищением называют картину шедевром, достойным зависти Педро Альмодовара («если бы тот умел завидовать»), другие —«феерической чепухой».

Однако у неискушенного зрителя после двухчасового просмотра этой пространной и не в меру музыкальной истории, скорее всего, возникнет закономерный вопрос: «Что здесь вообще происходит?»

И действительно, непонятно зачем абсолютный француз Одиар (до того делавший совершенно французские фильмы с прозрачной европейской тематикой) ударился не просто в криминальную драму, попутно процитировав Тарантино, но сделал из нее мюзикл на испанском языке с мексиканскими проблемами и в мексиканском же антураже. Впрочем, до самого Мехико он не добрался, потому съемки велись в студийном павильоне. В релизах ленты рассказывается о том, как Одиар, взявшись сочинять либретто для оперы, настолько увлекся, что выдал полноценный киносценарий.

emilia perez 1

Итак, сюжет. Рита Моро Кастро (Зои Салдана, известная по «Стражам Галактики») работает адвокатом в большой мексиканской конторе, которая отмазывает убийц, воров и коррупционеров. Героиня Салдана отличается гибкими моральными принципами, однако быть плохой ей не нравится. Отсутствие крупных денег приносит ей страдания и толкает на участие в грязных делах — об этом она рассказывает под музыку. К слову, песни и танцы в картине призваны наиболее полно раскрывать метания героинь. Как в старом добром индийском кино: «А сейчас, подруга, я станцую тебе про то, почему мне плохо».

В начале картины девушка поет про любовь и растрату своего таланта зазря, а позже про то, что уже сорок, и хотелось бы детей, но работы невпроворот. Впрочем, мотивы других персонажей тоже до конца не проясняются.

После первого громкого процесса с ней знакомится известный наркобарон Манитас Дель Монте (Карла Гаскон). Суля огромные миллионы, он сообщает Кастро свой план. Оказывается, уже два года Манитас тайно (это первая сюжетная неувязка) получает гормональную терапию: он решил бросить свои наркокартели и стать трансгендером. Рите за хорошее вознаграждение предстоит найти врача и спрятать семью преступника. К слову, его жена Джесси (Селена Гомес) о задумке мужа ни сном, ни духом.

emilia perez 2

Манита свсерьез верит, что другая внешность равна новой жизни. Однако после операции бывший преступник в душе так и остается мужчиной. Более того, Перес продолжает интересоваться женщинами. А когда его бестолковая и совершенно неэмпатичная жена планирует побег с давним любовником, Манитас (вернее, теперь похорошевшая и вставшая на путь исправления Эмилия Перес) попросту заказывает избиение соперника. Согласитесь, совсем не девичий подход.

В целом хочется разделить мнение израильского доктора Вассермана, к которому Рита обращается за консультацией. «Если он — это он, — сообщает медик философски, — то ему лучше оставаться им, а если она — это она, то быть ей». Вопросом о том, зачем усложнять ситуацию, когда можно просто сменить имя и паспорт, зрителю предстоит задаваться всю картину. В качестве оправдания своего клиента (есть подозрение, что Рите просто не нравится ездить к боссу с пыльным мешком на голове) девушка поет пластическому хирургу про то, что тело меняет общество, а то и душу, таким образом обнаруживая вторую сюжетную нестыковку, теологическую путаницу и полный сумбур. Позже Манитас под музыку сообщает врачу о своих взглядах: свинарник отождествляется с мужским миром, красота — с женским.

Дальше сюжет все больше напоминает не то бразильский карнавал, не то мексиканскую мыльную оперу. Эмилия Перес, назвавшись сестрой Монитоса, через четыре года бросается воспитывать своих детей, взяв под крыло и мнимую вдову. Но туповатая жена (в своей арии она рассказывает нам о золотой клетке) с таким раскладом не очень согласна.

Не сильно эволюционирует и образ Риты: на протяжении всего фильма она то связующее звено между идеями Эмилии Перес, то ее подруга, то спасительница, а то и вовсе выразительница спонтанных мыслей Одиара. Например, обличая мексиканских контрабандистов, убийц и взяточников, Кастро даже танцует не очень пристойный танец на столе посреди дорого приема. Последний устроила Перес с целью сбора средств для своего нового фонда помощи семьям пропавших людей. На секундочку — натрясти денег планируют с друзей-наркобаронов.

Картину можно было бы рассматривать как философскую притчу о раскаянье и воздаянии, что и попытались сделать некоторые критики, но увы. Особых сожалений о прошлых злодеяниях у Эмилии нет. Скорее, только смутное ощущение, что в новой жизни можно поделать что-то другое. Например, побыть не убийцей, но королевой. Кто ж запретит?

Сложно сказать, какого именно эффекта от своего фильма ожидал Жак Одиар. Но складывается впечатление, что режиссер попытался убить сразу двух зайцев.

Во-первых, застолбил место на территории так называемого нового мексиканского кино, о чем говорит выбор актеров, языка и тематики: трансгендеры, сокровенная женская жизнь в преступном мужском мире, наркокартели, взяточничество, коррупция и как следствие — толпы «исчезнувших», убитых людей, которых годами ищут в Мексике. Однако это поле с конца 1990-х более успешно возделывают Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Гильермо дель Торо и еще несколько менее известных в европейских кругах мексиканских режиссеров.

Во-вторых, кажется, именной этой лентой Одиар решил что-то доказать Педро Альмодовару («Женщины на гране нервного срыва»), Робу Маршаллу («Чикаго»), Леону Караксу («Аннетт»), но больше всего — своему земляку Франсу Озону с его «Восемью женщинами».

emilia perez 3

В итоге фильм чем-то напоминает все перечисленные картины, но ни одну из них не переплевывает. Впрочем, песни получились запоминающиеся (спасибо композиторам Камилль и Клеману Дюколю). И хоть согласно испанской традиции в них звучит сплошная tristeza («печаль») и непрерывный жестокий романс, переслушать их все же хочется. Что подтверждает пучок наград уходящего года и свежие номинации на «Оскар» (лучший фильм на иностранном языке, оригинальный саундтрек, лучшие песня, грим и прическа, а также звук). Интересна и операторская работа, насыщенная колоритная картинка, полностью передающая экспрессию и пластичность героев.

А вот тема наркокартелей — про них в фильме говорят все кому не лень — так и осталась нераскрытой. Но это, видимо, совсем другая песня…

Обложка: кадр из фильма «Эмилия Перес»

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp