Язвительная история незадачливого актера, чья внешность изменилась в результате испытания препарата, напоминает ранние фильмы Вуди Аллена и много что еще
Человек-слон в роли самого себя
Скромный начинающий актер Эдвард (Себастиан Стэн) живет в Нью-Йорке и мечтает о хорошей роли, но пока снялся только в социальной рекламе и никак не может поговорить с домовладельцем о протекающем потолке. Дело тут даже не в застенчивости, а в том, что у него нейрофиброматоз — то есть черты лица бедняги скрыты огромными опухолями. Однако сходство Эдварда с Человеком-слоном не пугает его новую соседку, начинающего драматурга Ингрид (Ренате Реинсве из «Худшего человека на свете» (Verdens verste menneske)). Она по-свойски заглядывает в гости и без содроганий бинтует ему порез на руке, а он дарит ей свою печатную машинку.
Конечно, дальше дружбы дело зайти не может, пока врач не предлагает Эдварду уникальный шанс — принять участие в эксперименте, который по идее заставит все опухоли рассосаться. Лечение быстро приносит плоды, лишняя кожа отваливается, и вот уже мы видим Себастиана Стэна собственной персоной, без уродующего грима. Эдвард решает начать новую жизнь под именем Гай. И это ему удается — работа агентом по продаже недвижимости, завистливые шутки коллег про его успехи, просторная светлая квартира. Жизнь идет своим чередом, пока он не заходит в маленький театр, где Ингрид ставит пьесу по его жизни. Раскрывать свою личность вовсе необязательно, всё равно она его не узнаёт. А вот роль в спектакле должна достаться только ему.
Другие люди в других фильмах
Вышедшая в российский прокат абсурдистская трагикомедия «Другой человек» (Different Man) выпущена модной студией А24, и это видно невооруженным глазом. Как не вспомнить «Все страхи Бо» (Beau Is Afraid) Ари Астера, где герой так же жил в неприятном многоквартирном доме, постоянно вздрагивая от пугающе громкого стука в дверь, и так же смотрел спектакль про себя самого? Напрашивается и сравнение с «Героем наших снов» (Dream Scenario) — там персонаж Николаса Кейджа тоже становился из лузера всеобщим любимцем, пока маятник народной любви не качнулся в обратную сторону. Его даже узнавали на улице незнакомцы — совсем как Эдварда! Но дело тут даже не в сходстве сюжетных коллизий, а в интонации.
Посыл картины понятен: как главный герой ни меняет внешность, а от себя ему не убежать и не спрятаться (привет, «Субстанция» (Substance)!). Эдвард так и остается неуверенным в себе и, видимо, недостаточно талантливым человеком, несмотря на смену фасада и имени. Другое дело, с какой ерничающей ухмылкой это подается. Ни Вуди Аллен, с которым сравнивают Эдварда соседи по дому, ни Чарли Кауфман, влияние которого тут тоже заметно, всё же не позволяли себе такого циничного отношения к своим персонажам.
И это сближает картину Аарона Шимберга с другими детищами студии, вроде фильмов того же Ари Астера или Роуз Гласс («Любовь истекает кровью» (Love Lies Bleeding)). Такая интонация вместе со съемками на пленку 16 мм в духе кино 1970-х и ироничным саундтреком отдает откровенным пижонством и понтами.
Двойник-конкурент
Отдельно стоит поговорить о появляющемся на экране альтер-эго Эдварда — Освальде (Адам Пирсон). Он тоже актер, только уверенный в себе, остроумный, с прекрасным английским акцентом и богатым вокабуляром. А главное — с диагнозом главного героя, который ему вовсе не мешает. В какой-то момент кажется даже, что это придуманный персонаж, своего рода Тайлер Дерден из «Бойцовского клуба» (Fight Club), отвечающий за беспокойную совесть Эдварда. Однако внешность Пирсона — не результат кропотливой работы гримера, а суровая правда жизни.
Его заболевание обнаружилось в пять лет, когда набитая им шишка так и не рассосалась. Это не помешало ему окончить университет в Брайтоне по специальности «бизнес-менеджмент» и успешно работать в Великобритании на телевидении и радио. Также Пирсон снялся в арт-хорроре Джонатана Глейзера «Побудь в моей шкуре» (Under the Skin) и предыдущем фильме Шимберга «Связанные по жизни» (Chained for Life) про актрису, которая никак не может привыкнуть к неконвенциональной внешности своего партнера.
Злые подмигивания
Этой же теме отчасти посвящен и новый фильм Шимберга — только здесь привыкнуть к себе никак не получается у главного героя. Его дискомфорт и тревога по идее должен передаться и зрителю, но что-то не срабатывает.
«Другой человек» получился одновременно мизантропически злым и потешным, подмигивающим зрителю и издевающимся над его ожиданиями — как и многие фильмы студии A24. Например, один из героев прямо задает вопрос — «не является ли использование актера с такой внешностью чистой воды эксплуатацией?» — и тут же обращает его в шутку. Да и вообще слишком комедийной получилась эта безусловно оригинальная история перемены участи — хотя юмор режиссера, будем честны, не самого доброго свойства.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram