Короткая дорожная история «Фавориты» не снискала наград на последнем из состоявшихся фестивалей в Каннах в 2019 году. Но определенно зажгла новую звезду на европейском кинонебосклоне.
Теперь вся немецкоязычная, англоязычная, а также русскоязычная Европа с нетерпением ждут от ее автора Мартина Монка первого полнометражного фильма.
Когда историк и философ идет в режиссеры, что ни снимай — по-любому получится притча. Особенно, если твоя фамилия означает «Монах», если ты — наполовину англичанин и наполовину русский, да к тому же родился и 30 с лишним лет отсидел сиднем в Германии, на родине классической философии.
Создатель короткометражки «Фавориты» мог бы завершить свое обучение в венской Академии кино какой-нибудь заумью и навсегда заточить отпущенный ему талант в подвалы артхауса. Если бы Монка не отобрал в ученики легендарный Микаэль Ханеке, двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви», шестикратный обладатель премии Европейской киноакадемии и лауреат Оскара-2013 за лучший иноязычный фильм. В итоге на фестиваль в Каннах в 2019 году в студенческую программу «Cinéfondation» Монк приехал не просто с притчей, а с необычайно светлой и жизнеутверждающей лентой, близкой каждому из нас.
Ее название «Фавориты» оправдано как минимум трижды. Favoriten именуют южный район Вены, откуда стартует в путешествие автостопом до Италии юная и прекрасная София, решившая найти никогда не виданного ею отца. После ее посадки в машину к Микаэлю (привет оскароносному наставнику режиссера!) между попутчиками начинается гонка за психологическое лидерство, в которой то один, то другой становятся фаворитами. А когда 18 минут экранного времени пролетят как одна, зритель вдруг почувствует, что и сбежавшая из дома неугомонная София, и годящийся ей в отцы немногословный и ироничный Микаэль стали для него «favorite» — любимыми.
Философ Мартин Монк хотел метафорически изобразить Австрию, куда перебрался из Берлина в поисках нового дома. Главную транзитную страну для всех европейских путешественников. Однако приложенный к делу талант раздвинул рамки необычной, но все-таки дорожной истории — намного шире отдельно взятого государства. Ибо всякий человек находится в путешествии. Мы не знаем, когда оно закончится. «Дни наши сочтены не нами», заметил один великий поэт почти 300 лет назад; «В нашей власти лишь правильно распорядиться временем, которое нам отпущено», — откликнулся с экрана другой мудрец. Отрываясь от окружающего нас мира, мы всякий раз получаем шанс стать лучше, чем мы есть на самом деле. Хотя бы ненадолго. Пока не придет время возвращаться обратно — от вышних путей к путам связывающих наши ноги и руки плохих поступков. Спускаться с гор. Выходить из машины после путешествия автостопом. Из церкви после покаяния и причастия. Из кино- и театрального зала.