РЕЦЕНЗИЯ / 18+

Без вины виноватые: почему «Анатомия Падения» не дает ответов

31 января 2024

Главный фильм года о «семейных ценностях», который заставляет делать выбор

В окрестностях Гренобля у небольшого семейного шале на фоне величественного альпийского пейзажа находят тело мертвого мужчины. Используя интригующую внешнюю оболочку детективного жанра, создатели французской ленты «Анатомия падения» затягивают зрителя в методичное препарирование современного брака.

Что происходит

Успешная писательница Сандра, ее муж преподаватель университета Сэмюэл и сын Даниэль, который плохо видит из-за давнишней травмы, пытаются наладить жизнь в загородном доме у подножия гор. Однажды мальчик обнаруживает мертвого отца под окнами шале. Было ли это несчастным случаем, самоубийством или убийством? Сандре предъявляют обвинение. Она приглашает знакомого адвоката, чтобы тот разобрался в деле и выступил в ее защиту.

Как айсберг в океане

Основу фильма составляет судебный процесс, на котором детально изучается жизнь супружеской пары. Давнишняя семейная трагедия и отношение к ней супругов, разные пути личных профессиональных достижений, взаимоотношения с ребенком, непонимание и конфликты — все это теперь становится достоянием общественности. Попытка провести объективное расследование не увенчается успехом. Процесс только отчасти ответит на главный вопрос: кто виноват. Профессиональные эксперты подробно изучат, восстановят и воспроизведут ход событий. Но все это — только беспомощный каркас. Ни адвокат, который искренне симпатизирует героине, ни обвинитель с женоненавистническими взглядами, так и не смогут до конца убедить суд и зрителей. Нам позволено увидеть лишь малую часть айсберга на поверхности. Остальная же глыба взаимоотношений пары скрыта под темной водой.

Анатомическое препарирование механистично отделяет чувства героев от их поступков. Является ли записанная накануне на диктофон ссора истинным отображением взаимоотношений в паре? Можно ли принять за действительность то, что представил слабовидящий мальчик? Действительно ли отец говорил те самые слова, которые воспроизводит сын, давая свидетельские показания в суде?

С холодными фактами контрастируют лишь счастливые фотографии молодых героев, где теплые улыбки напоминают о былой близости.

Семья в разрезе

В наши дни изменившиеся роли женщины и мужчины в семье находятся под пристальном вниманием общества. «Анатомия падения» в свою очередь внимательно вглядывается в типичную современную семью из трех человек. Супруги много лет вместе. Оба амбициозны и работают в одной сфере. Сандра, организованная и целеустремленная, может трудиться и творить в любой обстановке и доводить дело до конца. После несчастного случая с сыном она делает выбор — двигаться дальше даже под гнетом сложившихся обстоятельств. Можно ли за это ее осуждать?

Отец в фильме лишен голоса. На суде прокурор и психолог изображают его однобоко — как обиженную жертву. Посчитав себя главной причиной несчастного случая с сыном, Сэмюэл закрывается. Он взваливает на себя непомерную ношу искупления вины. Бытовая сторона жизни и обида съедают его изнутри, накапливаясь и прорываясь вспышками гнева. В конце концов глава семьи уходит от решения личных проблем, маскируя это заботой о сыне.

Попытка распределить обязанности в семье ведет к обмену традиционными ролями. Мужчина теперь может глубоко прочувствовать трагедию женщины в браке: депрессию и бессилие от полного погружения в быт, самоотречение, отказ от своих стремлений и реализации талантов. Трагичные обстоятельства кричат о крайнем напряжении, последнем доводе отчаянья.

Фемида с завязанными глазами

История в картине рассказана так виртуозно, что каждого супруга можно обвинить и оправдать одновременно. Попытка оградить сына Даниэля от страдания оканчивается неизбежной встречей с действительностью. Он, подобно Фемиде с закрытыми глазами, идет от подозрения через эксперимент к осознанному финальному решению. Может ли он быть объективен и справедлив?

В великом фильме «Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллса мы услышали много историй о главном герое из уст окружавших его людей. Но главная тайна — каков он был на самом деле — так и осталась нераскрытой. В «Анатомии падения» нет назидания и ответов на вопросы: кто прав, кто виноват. Что мы можем понять о других? Как можем судить? Можем ли понять самих себя?

Идеального сценария гармоничной жизни не существует. Лишь собака в фильме — метафора безусловной любви и принятия. С человеком же все намного сложнее. Союз людей хрупок. Он нуждается в постоянной работе: милосердии, взаимной поддержке, чутком внимании, неустанном выражении друг другу благодарности. У каждого героя в фильме свой путь. Выбор Сэмюэля ведет к трагедии. Сандре суждено принять еще один вызов и измениться. Но, главное, чтобы после просмотра фильма задумался и зритель.

Что не помешает знать перед просмотром

«Анатомия падения» (Anatomie d’une chute) снят французской постановщицей Жюстин Трие, известной по фильмам «В постели с Викторией» (2016), «Соблазн» (2019).

Жюстин Трие в соавторстве с Артуром Харари написала сценарий, основываясь на впечатлениях о нашумевшем в Италии уголовном деле американки Аманды Нокс. Подробно об этом рассказывает документальный фильм «Аманда Нокс» (2016).

Бюджет фильма составил 6,2 миллиона евро (примерно 6,8 миллиона долларов США). Рейтинг картины по данным крупнейшей в мире базы данных и веб-сайта о кинематографе IMDb составляет 7,8 из 10.

В течение 150 минут, которые длится фильм, зритель слышит три разных языка: французский, немецкий и английский. Эта необходимая составляющая тесно связана с культурными различиями и национальными особенностями героев и порядком ведения судебного процесса.

В главных ролях

Немецкая актриса Сандра Хюллер («Над нами только небо», «Тони Эрдман») играет роль главной героини Сандры. Она прекрасно владеет французским и английским языками. Чтобы подчеркнуть языковой барьер, было принято решение использовать английский в качестве основного языка героини. Мужа Сандры, Сэмюэля, играет французский актер Сэмюэл Тэйс («Тусовщица», «Курс на запад»). Другой известный французский актер Сванн Арло («О Джоан», «Жизненная необходимость») выступил в образе адвоката Винсента. Роль Даниэля, слепого сына Сандры и Сэмюэля, прекрасно исполнил юный Мило Машадо Гарнер («Эта безумная любовь», «Застрявшие вместе»).

Особенности киноязыка

Постановщица фильма Жюстин Трие старалась приблизить историю к зрителю через манеру документальной съемки. Оператор фильма Симон Бофил («Нож в сердце», «Соблазн») мастерски чередовал крупные и средние планы и использовал естественное освещение. Нестабильность кадра, периодическое дрожание камеры и нарочитая небрежность, — все это производит впечатление живого изображения и реалистичности происходящего. Особое значение в фильме отведено звуковому оформлению — все естественные звуки и музыкальные темы тонко довершают полное погружение в сложные переживания героев.

Призы и номинации

В 2023 году картина была удостоена главного приза — «Золотой пальмовой ветви» — Международного Каннского кинофестиваля, а также получила «Премию пальмовой собаки» за лучшее исполнение роли животным. Таким образом постановщица «Анатомии падения» Жюстин Трие стала третьей женщиной-режиссером — обладательницей Гран-при Каннского кинофестиваля за всю его историю. До нее главные «Золотые пальмовые ветви» увезли с фестиваля Джейн Кемпион («Пианино», 1993) и Жюлия Дюкорно («Титан», 2021).

В том же 2023-м Европейская киноакадемия присудила ленте награды в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» (Жюстин Трие), «Лучшая женская роль» (Сандра Хюллер), «Лучшая работа сценариста» (Артур Харари, Жюстин Трие), «Лучший монтаж».

Фильм также является обладателем «Золотого глобуса»-2024 в категориях «Лучший сценарий» и «Лучший фильм на иностранном языке».

Совсем недавно стало известно и о пяти номинациях фильма на «Оскар»-2024: «Лучший фильм», «Лучший режиссер» (Жюстин Трие), «Лучшая женская роль» (Сандра Хюллер), «Лучшая работа сценариста» (Артур Харари, Жюстин Трие), «Лучший монтаж».

«Анатомия падения» СКОРО на SHOT TV!

Название
«Анатомия падения» (Anatomie d'une chute) 18+
Информация о фильме:
Франция, 2023 год, Драма, детектив, 151 минута
Режиссеры:
Жюстин Трие (Justine Triet)
Авторы сценария:
Жюстин Трие (Justine Triet), Артур Харари (Arthur Harari)
В ролях:
Сандра Хюллер (Sandra Hüller), Сэмюэл Тейс (Samuel Theis), Сванн Арло (Swann Arlaud), Мило Машадо Гранер (Milo Machado Graner), Антуан Райнарц (Antoine Reinartz), Дженни Бет (Jehnny Beth), Саадиа Бентайеб (Saadia Bentaïeb), Камилль Рутерфорд (Camille Rutherford), Анн Ротгер (Anne Rotger), Софи Фийер (Sophie Fillières)

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp