Есть минимум две важные причины посмотреть фильм «Анора» независимого американского режиссера Шона Бейкера. В мае 2024 года он стал триумфатором и обладателем главного приза на Каннском кинофестивале. В картине участвовали молодые российские актеры Юра Борисов («Кентавр») и Марк Эйдельштейн («Сто лет тому вперед»).
SHOT TV рассказывает, почему только этими достоинствами фильм не ограничивается.
О создании и восприятии
Сегодня, когда зарубежное кино в России представлено в прокате лишь второразрядными европейскими фильмами, появление «Аноры» стало приятной неожиданностью. Председатель жюри каннского кинофестиваля Грета Гервиг («Барби») вручила картине «Золотую пальмовую ветвь», а зрители рукоплескали создателям десять минут. Известные кинокритики хвалили его и недоумевали. Не удивительно — простой и, на первый взгляд, поверхностный зрительский фильм редко добирается до таких вершин главного киносмотра.
Инди-режиссер Шон Бейкер давно нашел близкую тему в творчестве. Он фокусируется на обыденной жизни людей маргинальных сообществ и стигматизированных профессий. Тому доказательством служат его предыдущие работы. Номинант на «Оскар» «Проект Флорида» (2017) яркими красками нейтрализует горечь бездомного детства маленькой героини. История адаптации бывшего порноактера в провинциальном городке в «Красной ракете» (2021) захватывает своим нетривиальным подходом.
«Анора» в полном смысле слова авторский фильм. Бейкер написал сценарий, срежиссировал, смонтировал и спродюсировал его самостоятельно. Постановщик верен себе. Он предлагает нам иначе взглянуть на жизнь танцовщицы в недорогом баре Нью-Йорка. Это непривычный для мейнстрима male gaze («мужской взгляд»). Перед нами почти документальная съемка на 35-милллимитровую камеру будней молодой девушки, работающей в сфере предоставления удовольствий мужчинам.
О приемах и образах
Бейкер выбирает способ рассказать историю без надрыва. Он включает комедийный компонент, который смягчает драматизм происходящего, но не сваливается в классическую комедию с узнаваемыми тропами. Постепенное возвращение к драме в финале роднит его работу с так почитаемым у нас жанром трагикомедии.
Режиссер предлагает новый взгляд и на американскую мечту. В отечественном варианте она выражается в вечно неизбывно тоскливом: «Хочу жить нормально, как человек» и «Чтобы все как у людей».
Бейкер — режиссер исключительно американский, но его отлично понимают и принимают в Европе. В «Аноре» он умело погружается в иммигрантскую среду Нью-Йорка на Брайтон- Бич, перемешивает героев разных национальностей и включает многоязычие как особый прием.
История построена на контрастах. Образ новогоднего праздника, всегда ассоциирующегося с новым счастьем и семейным уютом, противопоставлен одинокой дороге вдоль продуваемого ледяным ветром пирса.
Постановщик балансирует между двумя мирами суровой реальности и романтической сказки, расставляя водоразделы. Игорь, подобно грозному фатуму, безжалостно разбивает витрины в магазинчике друзей Вани. Разноцветные шарики весело летят в разные стороны, возвещая о конце беззаботного детства.
На создание зрительской эмпатии работают манера сьемки ручной камерой, внезапные переходы восприятия действия от лица героев, заглядывание в глаза персонажам. Стремительность развивающихся событий и натуральность актерской игры создают эффект сопричастности.
Об одиночестве и чуде
Молодая американка в исполнении Майки Мэдисон («Однажды в …Голливуде») с узбекскими корнями и экзотическим именем Анора (для работы и жизни она выбирает краткое и безликое Эни) пытается выжить в жестоком мире капитализма. Ее унылый быт вмещается в тесную квартирку, которую она делит с сестрой. Но у Аноры пока еще есть ударные ресурсы от природы: красота, молодость и умение соблазнительно двигаться в танце. Они всегда в цене. Но Золушке надо спешить. Стрелки часов бегут пугающе быстро.
Когда в клубе появляется шумная компания во главе с юным русским богачом, Эни оказывается единственной, кто может понять русскую тарабарщину и помочь «раскрутить» клиента. Ваня, избалованный ребенок властных родителей, вырвался на свободу и теперь покажет всему миру, как надо веселиться и ловить момент. Трогательное обаяние возмутителя спокойствия обезоруживает девушку и заставляет поверить в чудо. Где-то глубоко внутри у одинокой души не умерла надежда. Возможно ли вот так просто влюбиться и обрести счастье? Может для этого надо встретить такое же одиночество и поверить в мечту? Похоже, эксцентричный Ваня тоже одинок и несчастлив. Он боится признаться себе, что что дни его свободы уже сочтены, и беспечно плывет по течению, предаваясь увеселениям и безумствам. Легко жить на широкую ногу, когда кто-то оплачивает банкет.
Одиноки в фильме не только главные герои. Искренне не понимает молодое поколение чадолюбивый Торос. Сначала изумляется, а потом проникается уважением к Аноре, живущий со своей бабушкой эмигрант-гопник Игорь. Папа-олигарх хохочет от души, восхищаясь ответом девушки на угрозы его бесцеремонной супруги. Сам же на такую дерзость он точно не решился бы.
О власти и свободе
Отечественный зритель, возможно, задаст себе вопрос, не случайно ли был выбран российский актер на роль «раззудись-плечо-парня». Хотел ли режиссер выделить особую «национальную» черту — отсутствие прагматизма и расчета? Но так ли нерационален русский Иванушка? Давайте разберемся. Безбашенный Ваня знает, что скоро вернется в Россию, и всему этому «празднику» наступит конец. Внезапное решение жениться на Аноре даст ему желаемое гражданство и вариант остаться в Америке и оказаться подальше от токсичных родителей. Вот бы никогда не взрослеть, жить легко, весело и без проблем. Спонсирование сладкой жизни идет из-за океана, а кислород рано или поздно могут перекрыть. Но ведь и тут, в Америке, у Вани нет полной свободы. К нему приставлены слуги-телохранители. Армянский крестный Торос (Карен Карагулян), и комический дуэт его помощников незадачливый Гарник (Ваче Товмасян), и молчаливый Игорь (Юра Борисов) постоянно мешают широкой натуре развернуться на всю катушку. Эта забавная троица наделает много шуму и только усложнит ситуацию. Они будут использовать лишь один известный им способ достижения результата — насилие. Грозная бригада нянек ворвется в безмятежную райскую идиллию новоявленной молодой пары в роскошном папином особняке и вернет молодоженов на грешную землю. Отчаянная Анора примет вызов и в одиночку бросится отстаивать своё право на любовь. И тогда уже придется вызвать тяжелую артиллерию — одиозных русских родителей.
О власти и уважении
В одном из своих интервью Шон Бейкер сказал, что главные темы его фильма «Анора» —власть, ее уровни и ее динамика. Как это работает? Власть над человеком может быть выражена не только в прямом насилии или давлении при помощи финансовых рычагов. Она может распростираться и на чувства, которые неподвластны разуму. В течение фильма мы не раз убеждаемся, что Анора достойна не только любви, но и глубокого уважения. Она яростно сражается не за богатство, а за человеческое достоинство. Девушка идет до конца, чтобы самостоятельно убедиться в полной несостоятельности своего избранника. Она не в силах изменить избалованного, трусливого и циничного маменькиного сынка своими искренними чувствами. Но в итоге, принимая эту реальность, она не покоряется ей.
О достоинстве и утешении
Образ Аноры встает в один ряд со знаменитой героиней Джульетты Мазины из шедевра Федерико Феллини «Ночи Кабирии» (1957). Она смотрит нам в лицо, продолжает надеяться и улыбается сквозь слезы, снова будет пробовать верить людям, открывать им себя, будет падать, подниматься и начинать жить сначала. Катарсис финала превращается в настоящую оду человечности. «Анора» возвращает нас к светлому образу чаплиновского маленького человека с большим сердцем, который напоминает, что он достоин, как и все мы, сострадания, поддержки и утешения.