Многие из них стали законодателями современных жанров и направлений
На заре возникновения кинематографа первые творения могли удивить, рассмешить и испугать зрителя всего за несколько минут. В начале все фильмы были очень короткими, черно-белыми и без звука. В новой рубрике «Они были первыми» мы будем знакомить вас с шедеврами короткометражного кино прошлых лет.
Первый короткометражный документальный фильм: «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота» (1896)
Так сложилось, что с именно с этим 48-секундным наблюдением камеры за перроном связывают рождение кинематографа. Из советского учебника по зарубежному кино вышло расхожее заблуждение, что он был показан вместе с другими первыми микро-короткометражками во время платного развлекательного мероприятия на бульваре Капуцинок в Париже в декабре 1895 года. На самом деле премьера фильма «Прибытие поезда» состоялась только 6 января 1896-го. По сути, это первый документальный фильм с главным киногеничным объектом — паровозом. Его мощь, величина, необычность (ведь поезд в те времена был чудом научно-технического прогресса) вызвали удивление и восторг у первых зрителей. Чтобы передать плавность движения и достичь комфорта в восприятии для показа была выбрана частота 24 кадра секунду. Она используется в кино до сих пор. Картину снимали статичной камерой, но именно она позволила объемно передать движение пребывающего паровоза и приближающихся людей на перроне. Впервые в одном кадре были объединены съемки общим, средним и крупным планом. Фильм стал очень популярным, его демонстрировали по всей Европе. В Москве показ состоялся 6 мая 1897 года в театре Солодовникова (историческое здание на углу улиц Кузнецкий Мост и Большая Дмитровка. С 1961 года и по сегодняшний день здесь размещается Московский театр оперетты. — Прим. ред.).
Первая короткометражная комедия: «Политый поливальщик» (1895)
Другой киноопыт братьев Люмьер стал настоящим открытием жанра, который впоследствии стал самым любимым у зрителей. Это была первая постановочная комедия. Актеры в образах садовника и мальчишки-шалуна разыгрывают забавную сценку. Для этого фильма впервые в истории был создан киноплакат — его в постимпрессионистском стиле написал известный художник Анри Тулуз-Лотрек. Сегодня ни один фильм не обходится без официального постера. Премьера картины, продолжительность которой была всего 49 секунд, состоялась 21 сентября 1895 года во время приватного показа в поместье Люмьеров в Ла-Сьота. И именно этот фильм вошел в состав десяти короткометражек, показанных в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в 1895 году. На мероприятии присутствовал режиссер Жорж Мельес, который был поражен и вдохновлен этим фильмом. Впоследствии именно он станет законодателем сразу нескольких жанров в кино. Многие режиссеры затем не раз переснимали этот комичный сюжет.
Первый короткометражный экшен: «Нападение на миссию в Китае» (1900)
Английский кинорежиссер и продюсер Джеймс Уильямсон пошел еще дальше и представил на суд зрителей историю о Ихэтуаньском восстании в Китае (началось в 1899 году). Продолжительность полной версии фильма — 3 минуты 59 секунд. Сюжет разворачивается вокруг дома миссионера, на который напали восставшие. Герой прячет жену и ребенка, а сам отчаянно сражается. В финале приходит подкрепление из моряков под командованием офицера. Им удается отразить удар. Динамичное действие было снято на вилле «Иви Лодж» самого режиссера в Брайтоне. Джеймс Уильямсон один из первых использовал метод параллельного монтажа. Это эффектное изобразительное средство позволяло нагнетать напряжение, показывая события, которые происходят одновременно в разных местах. Такой метод невозможно было использовать в театре. В фильме режиссер попеременно показывал врывающихся через ворота восставших и события перед входом в поместье, где пытаются скрыться члены семьи хозяина дома. В картине использовалось несколько ракурсов съемки, снялось много актеров и массовка. Картину снабдили тирами, что позволило показывать ее в других странах. Это способствовало активному распространению кинематографа по всему миру и его динамичному развитию.
Первая короткометражная фантастика: «Человек с резиновой головой» (1901)
Французский режиссер театра и аттракционов Жорж Мельес был очарован кинематографом. Его попытка купить первый киноаппарат у братьев Люмьер не увенчалась успехом, но он продолжил экспериментировать и снимать свои фильмы, наполняя их трюками и оригинальными приемами. До нас дошли несколько короткометражек автора, которые были построены на характерных оптических киноэффектах. Мельеса интересовали фантастические и мистические темы («Заколдованная гостиница», «Замок с привидениями», — оба фильма 1897 года). В трехминутном «Человеке с резиновой головой» ученый, роль которого исполняет сам режиссер, надувает свою «запасную» голову до огромных размеров. Но когда передает процесс в руки своего ассистента, тот увлекается, и голова взрывается. Для данного эффекта режиссер использует зум. Именно Мельес начал активно применять в своих фэнтезийных сюжетах и экранизациях комбинированные съемки. Сегодня без них мы уже не представляем ни одного фантастического блокбастера.
Первая короткометражная драма: «Жизнь американского пожарного» (1903)
Американский режиссер Эдвин Стэнтон Портер впервые снял подробное видео-повествование о действиях пожарных. В его 6-минутном фильме огнеборец видит сон о том, как в его доме вспыхивает пожар. Он должен спешить, чтобы спасти жену и детей. Мы в деталях видим сборы героя на задание, а затем и его последовательное выполнение. В сценах используются разные ракурсы и несколько локаций: улица, дом, комната. Кроме актеров-людей в кадре появляются и животные. Автор выстраивает все части фильма в определенной последовательности, конструируя пространство и время. Во второй части фильма использовался параллельный или сквозной монтаж. Долгое время считалось, что он впервые появился именно в «Жизни американского пожарного». Хотя этот прием был найден в ранних картинах и других авторов, это не мешает оставаться фильму одним из наиболее значимых в истории кинематографа. В 2016 году он был внесен в Национальный реестр фильмов США Библиотеки Конгресса как «культурно, исторически и эстетически значимый». Знаменитый режиссер и синефил Мартин Скорсезе («Отступники», «Убийцы цветочной луны») признавался, что визуальный стиль этого фильма очень повлиял на его «Короля комедии» (1982).
Первый короткометражный вестерн: «Большое ограбление поезда» (1903)
Тот же Эдвин Стэнтон Портер явился законодателем и самого американского жанра кино — вестерна. На студии Томаса Эдисона в 1903 году он снимает свой приключенческий фильм с крепким сюжетом, четкой последовательностью действий и яркими персонажами. В фильме он опирается на все последние достижения в сфере кинематографии того времени. Всего за 12 минут режиссер экранизирует произведение Скотта Марбла о банде из четырех преступников во главе с легендарным Бутчем Кэссиди. Этой группе удалось захватить поезд и отцепить пассажирские вагоны. Взорвав сейф, они смогли украсть 5000 долларов. В фильме, состоящем из 14 сцен, был использован параллельный монтаж, двойная экспозиция, натурные сьемки. Самый знаменитый эпизод, который заставлял зрителей содрогаться от ужаса и все же приходить и снова пересматривать фильм, показывал главаря банды, стреляющего прямо в камеру. Это самое первое эффектное нарушение «четвертой стены» (воображаемая грань между актерами и зрителями. — Прим. ред.) в истории кино. Изображение актера Джастеса Д. Барнса стало культовым и с тех пор часто используется на постерах. Его можно найти и на почтовой марке. Сцену часто повторяют другие режиссеры. Мартин Скорсезе сделал оммаж на «Большое ограбление поезда» в «Славных парнях», где герой Джо Пеши точно так же «стреляет прямо в зрителей».
Первопроходцы внесли ценнейший вклад в развитие кинематографа. В своих коротких работах они смогли заложить основу всех жанров и главных приемов, которые используются в кино и по сей день.
Комментарии
А я то был всегда уверен, что фильм «прибытие поезда» и есть первый в истории. Спасибо просветили. Про первый постер вообще никогда не думал.