Великий кинематографист снял более пятисот коротких немых фильмов
Имя французского режиссера Жоржа Мельеса (1861-1938) навсегда вписано в историю кинематографа. Он был очарован магией кино и творил чудеса на экране. Мельес изобрел множество трюков, замедляя и ускоряя съемку, использовал двойную и многократную экспозицию. Будучи прекрасным художником, он рисовал свой фильм на бумаге, что стало, по сути, первой попыткой современной раскадровки.
Фото: общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом Википедия / https://en.wikipedia.org
Мельеса привлекало волшебство — он стал пионером таких жанров кино, как фэнтези, хоррор и мистика. Но его увлекало не только фантастическое. Режиссер попробовал воссоздать на экране исторических персонажей и связанные с ними события. Вот только несколько уцелевших короткометражных работ великого мастера.
МИСТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ
«Замок дьявола» (1896)
Этот фильм является первой попыткой воплотить на экране мистический потусторонний мир при помощи спецэффектов. Летучая мышь превращается в Мефистофеля. Его котел полон всякой нечисти. Ведьмы, призраки и монстры кружат в дьявольском хороводе. Но одной из призванных душ удается изгнать злодея при помощи креста.
«Синяя борода» (1901)
Лента явилась самой ранней экранизацией зловещей сказки Шарля Перро. Аристократ Синяя Борода приводит в ужас своей отвратительной внешностью и легендами об исчезновении его семи жен. Новая супруга нарушает запрет входить в секретную комнату замка и обнаруживает там место убийства. В фильме оживает сон героини и духи умерших девушек. История заканчивается хэппи-эндом с наказанием зла, спасением невинных душ и свадьбой.
Фото: Кадр из фильма «Синяя борода»
СКАЗОЧНЫЕ МИРЫ
«Золушка» (1899)
В другую известную волшебную короткометражку Жоржа Мельеса по мотивам одноименной сказки Шарля Перро входило 20 картин. От чудесной встречи с феей до фееричного бала в замке. В картине использовались переходы с наплывами, сценические декорации и множество трюков. В 1999 году этот фильм был раскрашен вручную и снова представлен зрителю.
«Путешествие Гулливера в страну лилипутов и в страну гигантов» (1902)
Другой немой короткометражный фильм Мельеса снова стал первой (и самой старой сохранившейся) экранизацией книги, на этот раз — «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта. По сюжету героя захватывают в плен лилипуты. Один из них вонзает в него стрелу. Во время обеда Гулливера загорается дом, и тот пытается его потушить шампанским со своего стола. Затем мы переносимся в мир великанов и видим, как они играют в карты. Гулливера вносит в комнату огромная дама и ставит на стол. Тот молит ее о пощаде.
«Галлюцинации барона Мюнхгаузена» (1911)
Фильм про знаменитого фантазера явился прекрасной почвой для воплощения смелых идей режиссера. По сюжету после плотного обеда барон Мюнхгаузен желает прилечь отдохнуть. Зритель следит за вереницей фантастических снов героя.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
«Путешествие на Луну» (1902)
И снова перед нами первый опыт научно-фантастической картины. Она создана в жанре феерии. В основу фильма режиссер положил сюжеты романов его современников. Идеи гигантской пушки и путешествия на ядре астрономов он взял из книги «От Земли до Луны» Жюля Верна, а всеми эпизодами в космосе фильм обязан «Первым людям на луне» Герберта Уэллса. Театральную машинерию автор соединил со слаженной работой массовки, применил оригинальные спецэффекты и макеты. Таинственная история полна волшебства и… юмора. Чего только стоит незабываемое прилунение!
«В царстве фей» (1903)
Еще одна кинофеерия знаменита своими впечатляющими декорациями и участием большого числа артистов из 17 парижских театров. Поразительные по масштабу и красоте событий истории разворачиваются в фантастических локациях корабля, морских глубин, высокой башни и огненной колесницы. Для съемок Мельес использовал аквариум с настоящей водой, который ставил между камерой и декорациями с актерами. Зрители видят морских чудищ: огромного кита, рыбу-пилу и осьминога и даже проникают во дворец лангустов.
«Невероятное путешествие» (1904)
После триумфа фильма «Путешествия на Луну» Мельес решил не останавливаться и закрепить успех. Он процитировал находки в своем новом фильме. Профессор Мабулофф в исполнении самого режиссера пускается в кругосветное путешествие на автомобиле, который ломается по дороге. Перебравшись на паровоз, герои поднимаются на нем в воздух с помощью дирижаблей. Затем путешественники оказываются уже в открытом космосе. Теперь вместо глаза Луны поезд влетает в прямо рот Солнцу. Оно выплевывает его на планету Меркурий, где приключения героев только набирают обороты.
Фото: общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом Википедия / https://en.wikipedia.org
«Завоевание полюса» (1912)
Следующее приключение неугомонного путешественника Мабулоффа состоялось лишь через восемь лет. Новое направление исследования — Северный полюс. Там профессор встречает вмерзшего в лед великана. Гигантский Снежный человек был построен в полный рост и шокировал зрителя своими «скиллами» — он вращал глазами, умел шевелить руками, качать головой и даже курил трубку.
РЕАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
«Дело Дрейфуса» (1899)
Мельес пытался воссоздавать на экране и реальные исторические события. К такой постановочной документалистике относится его фильм о скандальном судебном процессе о шпионаже в пользу Германской империи французского офицера Альфреда Дрейфуса. В деле были использованы фальшивые документы в угоду сильных антисемитских настроений в обществе. Картина была снята еще до окончания этого разбирательства. Отдельные сцены поражали своим вниманием к деталям, но нарочитая театральная манера игры актеров не давала шансов на реалистичное воссоздание событий.
«Жанна д’Арк» (1900)
Самый первый кинорассказ о национальной героине Франции был снят именно Жоржем Мельесом. По сюжету к Жанне приходит видение Святого Николая. Она рассказывает о знамении принцу и королю. На народном празднике девушку посвящают в рыцари. Во время военных действий Столетней войны Жанну берут в плен, и ей снится вещий сон. После гибели девушка попадает в рай. Этот фильм был восстановлен и также получил цветное изображение в 1999 году. Его снова показали зрителям спустя много лет после премьеры.
«Коронация Эдуарда VII» (1902)
Другим вариантом отражения живых событий должна была стать реальная церемония коронации старшего сына королевы Виктории и принца Альберта, первого представителя Виндзорской династии Эдуарда VII. Но Мельесу отказали в проведении съемки, и он решил «восстановить» события с актерами и декорациями. Режиссер сам приехал в Лондон и сделал необходимые наброски и разработки. Реальная коронация была отложена на два месяца, а фильм с оглушительным успехом прошел и в Париже, и в Лондоне. Известен тот факт, что сам король Эдуард VII пожелал посмотреть картину и был ею поражен: «Поздравляю вас, мсье Мельес! Какое чудесное изобретение синематограф! Знаете, я был болен, и церемония проходила сокращенной. А в вашем фильме она полная».
Жорж Мельес, первый настоящий маг кинематографа, снял более пятисот коротких немых фильмов. До нашего времени дошли лишь около двухсот. Его поиски вдохновили многих режиссеров, которые развили жанры фантастики и фэнтези. Работы Мельеса непременно должен посмотреть каждый, кто интересуется кинематографом.
Фото обложки: Жорж Мельес / общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом Википедия
Подписывайтесь на наш канал в Telegram