ФЕСТИВАЛЬ / 18+

Все короткометражки из конкурса Венеции-2024: Старое воюет с новым

9 сентября 2024

Во многих работах, претендовавших на премию Orizzonti в этом году, главный конфликт заключался в столкновении прошлого и будущего.

2024 год выдается насыщенным для исландского режиссера Рунара Рунарссона. После того, как его полнометражный фильм «Когда вспыхнет свет» (When the Light Breaks) был показан в программе «Особый взгляд» в Каннах, он приезжает в Венецию, чтобы представить свою последнюю короткометражку «О» (О). Снятый в суровом черно-белом цвете, фильм рассказывает о мужчине, который должен не поддаться прежним привычкам, чтобы исполнить важный семейный долг. Фильм откровенно мрачный, но не лишенный поэтичности. А благодаря потрясающему исполнению главной роли исландским актером Ингваром Сигурдссоном превращается в глубоко человечное и трогательное произведение.

three keening mcgoldrick
Кадр из фильма Three Keenings

Не менее эмоциональна и ирландская короткометражка Three Keenings, повествующая о судьбе актера, который пополняет свои скудные доходы, работая «профессиональным скорбящим» в сельской местности. Исследуя разрыв между традициями и современностью, а также отношение общества к горю и смерти, режиссер Оливер МакГолдрик создает мощную драму, в которой сквозь мрачные темы пробивается юмор.

marion
Кадр из фильма «Марион»

Традиции и современность сталкиваются и в британской драме Джо Вайланда и Финна Константина «Марион» (Marion), в центре которой – главная героиня, единственная женщина-прыгунья через быков в Испании. В ночь, когда она должна выступать на переполненной арене, ей начинает мешать личная жизнь. Это довольно напряженная история, где грандиозное зрелище переполненной арены контрастирует с интимным и личным. А фильм исследует, как люди оказываются поставлены перед выбором следовать традициям, или же развиваться и делать все по-новому.

Также динамично развивается фильм Кансу Байдара «Почти наверняка ложь» (Neredeyse Kesinlikle Yanliş), в котором Ханна, бежавшая от войны в Сирии вместе со своим младшим братом Надером, пытается приспособиться к жизни в захудалом районе Стамбула. Фильм представляет собой проникновенное исследование попыток определить свою идентичность вдали не только от привычного окружения, но и от традиционных семейных ролей. Это произведение, в котором наряду с моментами грусти присутствует жизненная сила, говорящая о человеческой способности адаптироваться в экстремальных обстоятельствах.

Игривый с виду документальный фильм «Рене идет на войну» (René Va Alla Guerra) Луки Ферри, Моргана Менегаццо и Мариачиары Перинса, в котором главный герой — мальчик, упомянутый в названии, — играет в различные военные игры, вырезая оружие из палок и играя в бункерах, оставшихся со времен Второй мировой войны. Несмотря на идиллию детской игры, фильм несет мрачный смысл, напоминая нам о том, как природа войны постоянно сводится к уровню забавы, а также задаваясь вопросом, является ли понятие «войны» врожденным для человеческой природы.

Европейские проекты среди короткометражек завершают два анимационных фильма. Первая – документалка «Тени» (Shadows) Рэнд Бейрути, в котором первое путешествие девушке по аэропорту превращается в метафору того, что эту девушку вынуждают стать невестой и зачать ребенка в юном возрасте. Основанный на реальных свидетельствах главной героини, фильм сопоставляет прекрасное и абстрактное с суровыми жизненными реалиями. Вторая анимация — «Бураттино и кит» (Il Burattino E La Balena) Роберто Катани, великолепно переиначенный миф о Пиноккио, в котором ритмы старой сказки пронизаны реалиями современной эпохи, а путь главного героя к тому, чтобы стать настоящим мальчиком, становится все более неосуществимым.

duyaomao
Кадр из фильма «Ядовитая кошка»

Китайская короткометражка «Ядовитая кошка» (The Poison Cat) режиссера Гуань Тяня основана на древней легенде с юго-запада Китая. Охотник Тай ощущает тревогу, поскольку связывает жуткие крики в лесу и странные происшествия в деревне с необычным поведением своей жены. Пересказывая этот демонизирующий женщин миф, Гуань Тянь говорит и о современных мужских страхах потерять власть на фоне меняющихся гендерных норм и растущей волны расширения прав и возможностей женщин.

Короткометражка «Приоткрытый» (Nime Baz, Nime Basteh) иранского режиссера Атефех Джалали – мощная история о стойкости и солидарности женщин. Женщина и мужчина, состоящие во внебрачных отношениях, проводят ночь вместе в доме женщины. Однако после ареста жены мужчины во время уличных протестов в ту же ночь их отношения немного меняются.

wholovesthe sun
Кадр из фильма «Кто любит солнце»

Фильм «Кто любит солнце» (Who Loves The Sun) канадского режиссера Аршии Шакибы, снятый в разрушенной войной северной Сирии погружается в мир кустарных нефтеперерабатывающих заводов и суровых реалий жизни в этом постапокалиптическом ландшафте. Махмуд – одна из главных фигур на этих предприятиях, и ему приходится справляться с тяжелыми условиями труда и сложной местной динамикой.

my mother is a cow
Кадр из фильма «Моя мать корова»

Бразильская драма о взрослении «Моя мать – корова» (Minha mãe é uma vaca) режиссера Моары Пассони вдохновлена детством создательницы и исследует темы страха, жизни и самопознания. Оставленная на попечение тети на семейном ранчо на краю пылающих бразильских болот, 12-летняя Мия отчаянно нуждается в прикосновении материнской любви. Среди изменчивого мира природы и нависшей угрозы смертоносного ягуара любовь проявляется самым неожиданным образом.

james
Кадр из фильма «Хамес»

Короткометражный фильм «Хамес» (James), снятый Андресом Родригесом из Гватемалы, исследует переход молодого человека из детства во взрослую жизнь по мере того, как он ориентируется в среде, где доминируют мужчины. Одиночество в городе не дает покоя Хамесу, подростку из коренного населения, пытающемуся сохранить свое счастье и невинность среди городских пейзажей. Стараясь не чувствовать себя брошенным, он начинает понимать, что для того, чтобы проложить свой собственный путь, ему придется растоптать других.

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp