Премия американской киноакадемии — своеобразный усредненный отбор, по которому можно понять основные тенденции и важные тренды в мире коммерческого кино за год
Для многих решающим критерием в выборе фильма для просмотра остается наличие у него престижной награды Американской академии кинематографических искусств «Оскар». Давайте разберемся, какие фильмы победили в 2024 году и почему.
«Оппенгеймер» сметает конкурентов
Главная победа на «Оскаре»-2024 была самой предсказуемой. Триумф фильма «Оппенгеймер», который выразил основные страхи общества и стал грозным предостережением, закономерен. Фильм был номинирован в тринадцати категориях и получил семь призов. До этого картина уже стала обладателем пяти «Золотых глобусов», семи призов Британской академии (BAFTA) и трех наград премии «Сатурн» и Гильдии актеров.
После того, как замысловатые коммерческие проекты американо-британского режиссера Кристофера Нолана («Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк») начали собирать кассу, Голливуд дал ему зеленый свет и колоссальные бюджеты на подобные научно-популярные изыскания в сфере развлекательного кино. Постановщик шел к «Оскару» больше 20 лет. Его фильм «Моменто» был номинирован на эту награду за сценарий еще в 2002-м, «Начало» имело две номинации в 2011-м, а «Дюнкерк» — столько же в 2013-м. Прохладно принятый единственный прокатный блокбастер «Довод» не спас кинотеатры во времена пандемии. Фильм поспешно пытались окрестить Magnum opus (в науке или искусстве означает лучшую, наиболее успешную работу художника, писателя, ученого, режиссера или композитора. — Прим. ред.). Теперь становится ясно, что ошиблись.
Летом 2023-го на экранах появляется сложносочиненный байопик «Оппенгеймер». Никаких фантастических теорий — суровая действительность и реальные исторические лица. Нолан рассказывает историю об ученом, который создает атомную бомбу, обрекая тем самым человечество на вечный страх перед мгновенной гибелью. Фильм обрушивает на зрителя множество реальных личностей, сложных научных терминов, элементы излюбленного нелинейного повествования, череду черно-белых и цветных образов. Из всего этого моря неслучайных деталей подобно схеме научной теории постепенно начинает выкристаллизовываться генеральная линия — взаимоотношения творца и его творения. Музыка, изображение, монтаж, актерская игра соединяются воедино, обретая черты визуальной симфонии. История азартного восхождения человека к вершинам познания заканчивается неизбежной трагедией осознания трансформации всемогущего героя в потенциального убийцу человечества.
Все «Оскары» фильма «Оппенгеймер»:
— лучший фильм;
— лучший режиссер: Кристофер Нолан;
— лучшая мужская роль: Киллиан Мерфи («Начало», «Острые козырьки»);
— лучшая мужская роль второго плана: Роберт Дауни-мл. («Шерлок Холмс: Игра теней», «Железный человек»);
— лучшая операторская работа: Хойте ван Хойтема;
— лучшая музыка к фильму: Людвиг Горанссон;
— лучший монтаж: Дженнифер Лэйм;
Несмотря на то, что «Оппенгеймер» практически не дал шансов получить призы другим достойным фильмам, некоторые все же смогли завоевать свою заслуженную статуэтку.
«Бедные-несчастные» разрывают шаблон
На втором месте по количеству наград (четыре «Оскара») в этот раз стал фильм, который можно причислить если не к откровенно фестивальному кино, то, по крайней мере, точно к арт-мейнстриму. «Бедные-несчастные» грека Йоргоса Лантимоса («Клык», «Лобстер», «Убийство священного оленя») явился одним из самых ожидаемых и фееричных открытий Венецианского кинофестиваля 2023 года, на котором он получил главный приз. Подобные картины ранее редко попадали даже в число номинантов на «Оскар», не говоря уже о призерах. Героиня в исполнении неподражаемой Эммы Стоун («Ла-Ла Лэнд», «Круэлла») проходит путь самопознания от младенчества до зрелости в теле взрослой женщины. Актриса получила один из самых значимых призов за блистательное исполнение роли сумасбродной и целеустремленной Беллы. Создание такого живого и провокационного образа — огромная удача и дополнительное подтверждение таланта исполнительницы. В арсенале Эммы Стоун это уже второй «Оскар» после «Ла-Ла Лэнда» (2017 год).
«Бедные-несчастные» — настоящий праздник для ценителей визуальных наслаждений. Контраст между черно-белым изображением и буйством красок, удивительной красоты стилизованные костюмы героев, декорации фантастического барочного модерна, тщательно продуманные и исполненные грим и прически, — все это было оценено по достоинству.
Все «Оскары» фильма «Бедные-несчастные»:
— лучшая женская роль: Эмма Стоун;
— лучший дизайн костюмов: Холли Уоддингтон;
— лучшая работа художника-постановщика: Джеймс Прайс, Шона Хит;
— лучший грим и прически: Надя Стэйси, Марк Кульер, Джош Уэстон.
Культовые режиссеры возвращаются
Самая детская номинация — «Лучший анимационный фильм». В этом году сюда были отобраны яркие и успешные в прокате фильмы: «Человек-паук: Паутина вселенных», «Элементарно», «Мечты робота», «Нимона». Но покорил всех фильм удивительной красоты и глубокого философского содержания мэтра японской анимации Хаяо Миядзаки («Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок»). История рассказывает об опасном путешествии мальчика и серой цапли в поисках матери. Свой первый «Оскар» за «Унесенных призраками» аниматор получил еще в 2003-м. После мультфильма «Ветер крепчает» Миядзаки планировал закончить свою карьеру, но, к счастью, подарил нам еще одну великолепную мудрую притчу для детей и взрослых.
Когда не сбываются большие надежды
Один из самых эффектных и популярных фильмов года — «Барби» Греты Гервиг, получив восемь номинаций, был отмечен лишь в категории «Лучшая песня». «Оскара» удостоилась звезда поп-музыки Билли Айлиш. В карьере молодой 22-летней исполнительницы это уже вторая статуэтка. Первый «Оскар» она завоевала в 2022 году за No Time to Die из завершающего франшизу об агенте 007 фильма «Не время умирать».
Впечатляющая работа американского классика кино Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны» была номинирована в десяти категориях. На этот раз, к огромному сожалению, фильм остался без призов. Все прочили «Оскар» за лучшую женскую роль актрисе индейского происхождения Лили Гладстоун. Несмотря на то, что фильму не досталось наград, метафоричная атмосферная история о геноциде индейцев признана одним из лучших образцов кинорежиссуры, операторского искусства и актерского мастерства.
Музыкальный фильм «Маэстро» Брэдли Купера с Кэри Маллиган («Драйв», «Великий Гэтсби») в главной роли о знаменитом дирижере, композиторе, авторе «Вестсайдской истории» Леонарде Бернстайне, его жизни и любви к актрисе Фелиции Монтеалегре также не получил ни одной золотой статуэтки.
Мелодрама Селин Сон «Прошлые жизни» — самый нежный и хрупкий фильм года о прощании с первой любовью и взрослении — так и остался в номинантах.
Только один приз получил фильм «Оставленные» Александра Пэйна. Смешная и трогательная история о трех одиночествах в Рождественскую ночь прекрасно срежиссирована и сыграна. «Оскар» просто обязан был достаться великолепному Полу Джаматти. Радует, что за актерскую игру второго плана все же была отмечена актриса из фильма Давайн Джой Рэндольф.
Тонкий и изобретательный сатирический фильм Корда Джефферсона «Американское чтиво» о политкорректности и культуре отмены был отмечен призом в номинации «Лучший адаптированный сценарий».
Иностранные фильмы становятся новым трендом
В этот раз на премию «Оскар» претендовало много иностранных фильмов. Они были представлены не только в традиционном разделе «Лучший фильм на иностранном языке», но и самостоятельно в других категориях. Эта тенденция продолжает расширяться и дает возможность фильмам всего мира конкурировать с Голливудом на общих основаниях. Премию в разделе анимации получил японский мультфильм «Мальчик и птица», а за лучшие визуальные эффекты был отмечен японский фантастический боевик «Годзилла: Минус один». Фильм британца Джонатана Глейзера («Рождение», «Побудь в моей шкуре») «Зона интересов» снят на немецком языке и повествует о мирной жизни семьи коменданта концентрационного лагеря за стеной Освенцима. Картина получила «Оскар» за лучший звук, а также стала обладателем главного приза в категории «Лучший международный фильм».
Психологический триллер из Франции постановщицы Жюстин Трие «Анатомия падения» о распаде брака получил приз за лучший сценарий. О фильме мы подробно писали ранее. Вы можете посмотреть его в эфире SHOT TV.
Малые студии по созданию визуальных эффектов вступают в игру
Технических высот в развитии визуальных совершенств на экране можно теперь добиться не только в Голливуде и даже без многомиллиардных бюджетов. Вся компьютерная графика обладателя «Оскара» в этот раз была произведена небольшой студией из Японии всего за десять миллионов долларов. Фильм «Годзилла: Минус один» превзошел в области спецэффектов своих сильных и авторитетных конкурентов студий-мейджоров: фантастический боевик «Создатель», летний блокбастер «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая» и заключительную часть культовой супергеройской франшизы «Стражи Галактики: Часть 3».
Короткометражное кино помогает стартовать и закрепить успех
Многие известные режиссеры начинали с короткометражных фильмов. Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Лэнд», «Вавилон») заявил о себе в короткометражке «Одержимость» (2012) об авторитарном руководителе джазового оркестра и целеустремленном молодом музыканте, играющем на ударных инструментах. Затем режиссер получил финансирование и переснял сюжет уже в полном метре. Картина «Одержимость» получила три «Оскара» в 2015 году и стала примером одного из самых удачных стартов в киноиндустрии. Фильмы любимого многими режиссера Уэса Андерсона («Отель «Гранд Будапешт»», «Королевство полной луны», «Остров собак») номинировались на премию «Оскар» семь раз. В 2023 году автор снял четыре короткометражные картины. В их число вошел фильм «Чудесная история Генри Шугара» с Рейфом Файнсом и Бенедиктом Камбербэтчем в главных ролях. Именно он и стал обладателем «Оскара». На нашем канале вы сможете найти много интересных короткометражных фильмов отечественных и зарубежных режиссеров.
Фото обложки: официальный сайт премии «Оскар»: https://aframe.oscars.org/