ОБЗОР / 18+

Киноитоги 2024-го: чем сердце успокоится

31 декабря 2024

Телеканал SHOT TV закрывает год

Уходит нелегкий високосный 2024 год. Для всех он был разным, для каждого имел свое содержание. Так и в кино — новые работы все выходили и выходили, а зритель все искал и искал что-то для себя. Не находил — огорчался, находил — радовался. Каким этот год был для кино, что получилось, что провалилось и чем сердце успокоилось, расскажем вам в итоговом обзоре от SHOT TV.

ДВОЙНАЯ ПЕРЕСТРАХОВКА

Начнем прямо с того, что бросается сразу в глаза и что на слуху. Современный зритель стал свидетелем восхождения, триумфа и заката супергероики в кино. В 2024-м самым активным зрителям — подросткам — снова предлагали сиквелы с уже известными персонажами. Одни более удачные, другие менее, но все без исключения скроенные по давно проверенным лекалам.

godzilla i kong
«Годзилла и Конг: новая империя»

«Шазам! Ярость богов» Дэвида Ф. Сандберга («Шазам!») не смог повторить очарования первого фильма, хотя и прибег к тяжелой артиллерии — античности. «Веном: последний танец» Келли Марсел («Круэлла») стал финальной и не самой яркой точкой в сражениях одного из врагов Человека-паука. Все так прикипели к сиквелам, что необычные перезагрузки культовых историй, которые теперь тоже нацелены на тинейджеров, сразу воспринимаются фанбазой в штыки. Потонула в волне хейта кроваво-сентиментальная интерпретация «Ворона» Руперта Сандерса («Белоснежка и охотник»). Та же участь постигла хулиганский «Бордерлендс» Элая Рота («День Благодарения») по серии известных компьютерных игр. Немного лучше обстояло дело с фильмами про монстров. «Годзилла и Конг: новая империя» Адама Вингарда («Годзилла против Конга») стал масштабным летним аттракционом с рестлинговыми боями двух гигантов. Режиссер Уэс Болл («Бегущий в лабиринте») пристально и серьезно взглянул в очередном сиквеле «Планета обезьян: Новое царство» на просыпающиеся у главного героя — примата осознание действительности. На той же территории постапокалипсиса, но только в пустыне, орудует банда злобных байкеров и пытается выжить отважная украденная девушка в «Фуриосе: Хрониках Безумного Макса» австралийца Джорджа Миллера («Безумный Макс»). Научно-фантастический «Чужой: Ромул» Феаде Альвареса («Девушка, которая застряла в паутине») пробует играть по правилам своих ретропредшественников и рождает смысл о новом типе любви к искусственному интеллекту.

bitldzhus bitldzhus
«Битлджус Битлджус»

ОТ ПАФОСА К БЕСПРЕДЕЛУ

Два эпических кинополотна обрамляют год. Одно — «Дюна 2» Дени Вильнева («Бегущий по лезвию 2049») — вышло в его начале; второе — «Гладиатор 2» Ридли Скотта («Чужой») — под занавес. Их связывает не только многомиллионный бюджет и успех в прокате. Вильнев построил свой Колизей для битвы добра и зла в мире будущего. Скотт же, не стараясь пересобрать заново прошлую звездную картину, сделал новую в два раза эффектнее при помощи современных цифровых технологий и молодых тел.

Монстр-беспредельщик в «Битлджус Битлджус» Тима Бертона («Сонная лощина») повторно удачно выскочил из загробного мира, чтобы устроить милый хаос в отдельно взятом городке.

Соединив двух непримиримых супергероев, а также постоянно враждовавших то ли в шутку, то ли для пиара актеров Райана Рейнольдса («Главный герой») и Хью Джекмена («Престиж»), «Дэдпул и Росомаха» Шона Леви («Ночь в музее») стал лучшим кассовым хитом лета и рекордсменом по концентрации непристойностей в кадре.

anora
«Анора»

НЕБО СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ

Фестивальное кино всегда в авангарде. Берлинский, Венецианский и Каннский смотры каждый год отбирают самые интересные работы молодых и маститых режиссеров всего мира. Именно они и определяют основной вектор развития кино на ближайшие годы. В 2024-м самой обсуждаемой картиной стала обладательница «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля незамысловатая трагикомедия «Анора», повествующая об одном из эпизодов жизни молодой танцовщицы из стриптиз-бара. Картина Шона Бейкера («Проект Флорида») подкупила своим обаянием и смогла выйти за рамки маргинального независимого кино. В РФ фильм привлек внимание участием в нем российских актеров Марка Эйдельштейна («Сто лет тому вперед») и Юры Борисова («Кентавр»). Но все же массового зрителя в России больше заинтересовал другой участник внеконкурсной программы Каннского кинофестиваля — тяжеловесная и вторичная трехчасовая экранизация «Графа Монте-Кристо» Александра де Ла Пательера («Хранитель Луны») и Матье Делапорта («Имя»). Кажется, что у российских и французских постановщиков теперь одна и та же цель на ближайшие годы — во что бы то ни стало выполнить и перевыполнить план по переложению на язык кино всех популярных национальных литературных хрестоматийных хитов.

megalopolis
«Мегалополис»

ХОРОШИЙ ФИЛЬМ ЖДЕТ СВОЕГО ЗРИТЕЛЯ

В отличие от формально недоступных мировых блокбастеров в России можно легально смотреть многие фестивальные хиты, которые идут в официальном прокате страны. Но есть и плохая новость. Они всё также не собирают залы, как и в прежние времена. Почти не замеченными в 2024 году в российском прокате прошли замечательные картины. Утонченное «Предчувствие» француза Бертрана Бонелло («Сен-Лоран. Стиль — это я») и атмосферная «Химера» итальянки Аличе Рорвахер («Счастливый Лазарь») говорят о трансформации эмоций, хрупкости красоты и ценности любви. «Мария» — история последних дней жизни оперной дивы Марии Каллас в фильме чилийца Пабло Ларраина («Спенсер»)ознаменовала возвращение на большой экран звезды Голливуда Анджелины Джоли («Мистер и Миссис Смит»). Поразила своей актуальностью шокирующая антиутопия «Падение империи» британского писателя и режиссера Алекса Гарленда («Аннигиляция») о цене человеческой жизни на войне и соотношении целей и средств к их достижению. Среди важных фильмов года есть и меланхоличный китайский «Черный пес» Гуань Ху («Восемь сотен») и брутальный казахский «Степной волк» Адильхана Ержанова («Черный, черный человек»), щемящий итальянский «Я — капитан» Маттео Гарроне («Пиноккио»), циничный «Ученик: Восхождение Трампа» иранца Али Аббаси («Убийца «Священный паук»), калейдоскопичный «Мегалополис» мэтра кино Френсиса Форда Копполы («Крестный отец»). Все эти фильмы по-прежнему ждут своего внимательного и вдумчивого зрителя с хорошим вкусом.

sobiratel dush
«Собиратель душ»  

СТРАШНЫЕ СКАЗКИ

В 2024 проснулся интерес к хоррорам. Студия А24, которая всегда радует зрителя нетривиальными кинохитами, представила несколько интересных работ: некомфортный «Еретик» Скотта Бека («50 штатов страха») и Брайана Вудса («Тихое место 2») исюрреалистичный «Я видел свечение телевизора» Джейн Шенбрун.Еще более будоражащими нервы вышла «Улыбка 2» Паркера Финна(«Улыбка»)и пугающий «Собиратель душ» Осгуда Перкинса («Волк»).История о женской депрессии еще никогда не была так страшна, как в австрийском историческом драматическом триллере «Одержимая» Северина Фиала («Дом с прислугой») и Вероники Франц («Сторожка»).Ни один список самых топовых фильмов 2024 года не обошелся без эффектного фестивального боди-хоррора «Субстанция» Корали Фаржа («Выжившая»).

Российские киносказки пошли в свой великий поход прямо в новогодние праздники. Но ни ремейк мультфильма «Бременские музыканты» Алексея Нужного («Огонь»), ни фантастический блокбастер «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко («Лед 3»)так ине смогли затмить неожиданного и оглушительного успеха одного фильма не для детей и абсолютно без массированной рекламной поддержки. Лучшим высокобюджетным отечественным фильмом года с возрастным рейтингом 18+ стала блестящая экранизация режиссера Михаила Локшина («Серебряные коньки») культового романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

konklav
«Конклав»

СЕРЕДИННЫЙ ПУТЬ

В небольшом зазоре между сугубо развлекательным мейнстримом и сложным авторским кино в 2024-м возможно было обнаружить ряд умных и интересных работ. Такими середнячками стали напряженный «Конклав» Эдварда Бергера («На Западном фронте без перемен»), соблазнительные «Претенденты» Луки Гуаданьино («Суспирия»), сложноразрешимый «Присяжный номер два» Клинта Иствуда («Непрощенный»), изобретательная «Ловушка» М. Найта Шьямалана («Шестое чувство»), самоироничные «Одинокие волки» Джона Уоттса (Человек-паук: Нет пути домой»), провокационный «Подай знак» Зои Кравиц, захватывающий «Ребел Ридж» Джереми Солонье («Натоящий детектив»).

dikij robot
«Дикий робот»

СЕРЬЕЗНЫЙ РАЗГОВОР

Анимационные фильмы для детей продолжают полезную тенденцию включения важных тем. На этом поле мы также обнаруживаем множество сиквелов: иронично-философская «Кунг-фу Панда 4» Майка Митчелла («Кот в Спапогах») и Стефани Стайн («Мегамозг») и прорабатывающая подростковые страхи в «Головоломка 2» Келси Манна («Хороший динозавр»)взорвали международный прокат. Сложные вопросы материнства, травли, проблемы сосуществования в дикой природе поднимает очаровательный «Дикий робот» Криса Сандерса («Король Лев»).В красочном музыкальном анимационном фильме «Завороженные» Вики Дженсон («Шрек») героиня преодолевает проблемы во взаимоотношениях в семье и сталкивается с разводом родителей. Удивительной красоты и гармонии латвийский анимационный фильм «Течение» художникаГинтса Зильбалодиса («Таинственный остров»)без слов смог рассказать об опасном пути зверей к спасению через взаимопомощь. Лучший российский мультфильм года — трогательный «Лунтик: Дорога домой», созданный двукратным номинантом на премию «Оскар» Константином Бронзитом («Мы не можем жить без космоса»).

ПРОСНИСЬ И ПОЙ

Чтобы избавиться от стресса психологи предлагают… петь. Наверное, поэтому в 2024 году кинематографисты решили, что мюзиклы спасут мир. Местное кино ностальгировало байопиком «Руки вверх!» Аскара Узабаева («Счастье»). Спорный «Джокер: Безумие на двоих» Тодда Филлипса («Джокер») резко разделил аудиторию на сторонников и противников. Волшебная история о выборе «Злая: Сказка о ведьме Запада» Джона М. Чу («На высоте мечты») стала зрелищным подарком к празднику.Но всех превзошла пронзительная драматическая «Эмилия Перес» Жака Одиара («Пророк») о мучительном пути адаптации к новой жизни.

ХОРОШО ПОФЕСТИВАЛИЛИ

В 2024-м в силу сложившихся обстоятельств российское киносообщество оказалось отрезано от международного кинофестивального движения. Были организованы собственные киносмотры внутри страны. На официальном сайте Минкультуры РФ было заявлено о проведении 110 (!) кинофестивалей, чтобы открывать таланты и создавать при помощи кино благодатную почву для продвижения в широкие зрительские массы традиционных ценностей. Новые российские авторские фильмы можно было посмотреть только в рамках кинофестивалей. Большинство таких картин редко добираются до широкого проката. Если это и происходит, то возможность их увидеть имеют лишь зрители столиц и городов-миллиоников. При явном дефиците хороших работ в программах нашлись достойные фавориты, которые преимущественно и получали главные призы. Среди них: грустная фантастическая драма про деревенского изгоя «Пришелец» Ивана Соснина («Далекие близкие»), наконец-то дошедшая до проката прошлогодняя комедийная мелодрама про настойчивых училок «Каникулы» Анны Кузнецовой, юношеская беспощадная драма «Королевство» Татьяны Рахмановой, дебютная картина о переживании горя «Вечная зима» Николая Ларионова и фильм о выборе пути «Кончится лето» Максима Арбугаева («В Арктику») и Владимира Мункуева («Нучча»). Последний появится на экранах российских кинотеатров феврале 2025. Один из самых ожидаемых фильмов года, призер 26-го Международного кинофестиваля в Шанхае, меланхоличный «Снег в моем дворе» от мастера медленного кино Бакура Бакурадзе («Шультес») появится на экранах в конце января 2025-го.

ya videl svechenie televizora
«Я видел свечение телевизора»

P.S. ТОЛЬКО ДЛЯ ИСТИННЫХ КИНОМАНОВ. LAST, BUT NOT LEAST

Большинство отличных фильмов 2024 года удалось посмотреть лишь профессионалам. Но это не значит, что мы с вами никогда их не увидим. Если вы истинный ценитель кино, то вот вам напоследок еще одна порция лучших картин года. Добавляйте в закладки. Перечисляем через запятую: проникающая под кожу «Комната по соседству» Педро Альмодовара («Возвращение»), интимно-романтичная «Птица» Андреи Арнольд («Грозовой перевал»), эпически-многослойный «Бруталист» Брэди Корбета («Детство лидера»), «Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа («Зла не существует»), живая индийскаянежность во«Все, что нам кажется светом» Паялы Кападии, примеряющая и излечивающая «Настоящая боль» Джесси Айзенберга («Когда ты закончишь спасать мир»).

А НА ПОРОГЕ НОВЫЙ, 2025 ГОД И НОВЫЕ ФИЛЬМЫ!

На обложке: кадр из фильма «Дюна 2»

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp