ОБЗОР / 18+

А24: дороги, которые мы выбираем

2 мая 2024

Если вы любите кино, то перед запоминающимся фильмом точно замечали заставку А24. Это название студии, которая перевернула современное представление об авторском кино

Пора рассказать, как все начиналось, на какие фильмы делает ставку активно развивающаяся компания и почему так хорошо окупаются ее нестандартные проекты.

Все знаменитые режиссеры начинали с небольших независимых фильмов. Они рискованно вкладывали в производство собственные средства. Роберт Родригес снял «Музыканта» (1992) на деньги, которые получил от участия в медицинских экспериментах. Джим Джармуш истратил грант на обучение в киношколе на свой дебют «Отпуск без конца» (1980). Кевин Смит попросил своих приятелей скинуться на съемку «Клерков» (1994), а Даррен Аронофски собрал с друзей и родственников 60 тысяч долларов для постановки своего первого фильма «Пи» (1997). Итак, фильм готов, но кто кроме участников увлекательного процесса съемок будет его смотреть? И главное — когда и где.

Истоки славного пути

Три влюбленных в кино специалиста — бывший работник инвестиционного фонда Дэниел Кац, экс-президент кинокомпании Дэвид Фенкел и директор по производству и развитию продюсерской фирмы Джон Ходжес — собрались вместе в 2012 году и организовали свою собственную дистрибьютерскую компанию A24 Films для продвижения в массы инди-кино (инди — сокращенное от independent, что означает «независимое». — Прим. ред.).

А24 — название итальянской автострады, которая пересекает сложную гористую местность и проходит через 42 тоннеля. Именно по этой трассе колесили коллеги во время обсуждения нового совместного проекта. Некоторые попытались найти связь шоссе с кинорежиссерами итальянского неореализма и сюрреализма, которые снимали свои фильмы в маленьких городках вдоль этой дороги.

Новая команда выбрала свой первый фильм для продвижения — «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» Романа Копполы (сценариста «Королевства полной луны» (2012) и сына знаменитого режиссера). Но надеждам на популярность картины не суждено было сбыться. Фильм провалился. Не спасли его и известные актеры: Чарли Шин, Билл Мюррей и Патрисия Аркетт. Первый блин, как водится, комом. Прорыв же случился на криминальной драме Хармони Корина «Отвязные каникулы» (2013), которую показали на Венецианском кинофестивале. Представители А24 уже тогда проявили свои креативные таланты. Они сделали оригинальный подарок продюсерам фильма — курительное устройство в форме пистолета. При дальнейшем продвижении картины огромную роль сыграла провокационная фотография, которая получила огромное число лайков и репостов в интернете. На ней персонажи истории повторяют образы картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Этот успех и натолкнул A24 на идею нового подхода к продвижению фестивального кино.

spring breakers
Кадр из фильма «Отвязные каникулы»

Секреты внутренней кухни

Дистрибьюция фильмов не требует больших вложений. Крупные компании-мейджоры производят высокобюджетные картины и сами продвигают их на рынке. Средства изначально закладываются и на рекламные кампании. Демонстрацией фильма занимаются кинотеатры. С фестивальным кино дело обстоит иначе. Фильмы с небольшим бюджетом снимают частные студии или сами создатели — на свои средства, затем картину представляют на суд критиков и зрителей на кинофестивале. Там дистрибьютерские организации покупают права на показ, а уже потом фильм демонстрируют в кинотеатрах. Такая посредническая деятельность сопряжена с немалыми рисками. Авторское кино не предназначено для широкого круга зрителей. Оно может стать популярным и за пределами определенных сообществ, но это не правило, а, скорее, исключение. Такие фильмы становятся стартом для многих талантливых режиссеров и новых трендов. Существуют ли механизмы, помогающие знакомить зрителя с такими работами? До некоторых пор все надеялись лишь на удачу. А24 нашла особую дорогу автора к своей целевой аудитории и помогла совершить переворот в сознании современного массового зрителя.

Эффектный вайб и эффективный мерч

Фильмы, которые продвигает, а теперь уже и снимает студия, необычны и индивидуальны. Всем режиссерам А24 дает карт-бланш. Постановщики могут выражать любые мысли в любой форме. При этом отсутствует жесткий продюсерский диктат. К А24 потянулись современные самобытные авторы с уникальным кинопочерком: Дени Вильнёв, Алекс Гарленд, Джонатан Глэйзер, Ари Астер, Дэвид Лоури, Грета Гервиг, Йоргос Лантимос, Роберт Эггерс, братья Сафди, Шон Бейкер, Джеймс Франко. Все их фильмы отличаются особой атмосферой, или вайбом, как сейчас принято говорить.

Для продвижения такого кино А24 использует недорогие рекламные площадки. Специфика картин требует четко выявленной целевой аудитории. Как правило, это образованные люди, интеллектуалы, которые родились после 80-х годов прошлого века. Они знакомы с новыми технологиями, прекрасно ориентируются в науке, культуре, литературе, кино, психологии, живописи, а главное — в интернете. Достучаться до такого зрителя помогает более тесный контакт. А24 избирает ретро-способ рекламы — «сарафанное радио», но в современной форме. Для этого студия активно начинает использовать социальные сети и интернет-ресурсы. И это срабатывает.

После удачного решения для «Отвязных каникул» последовал блестящий метод продвижения фильма Алекса Гарленда «Из машины» (2015). Для этого на сервисе для свиданий Tinder был создан личный аккаунт главной героини фильма — робота Авы. Все желающие познакомиться с девушкой, которую представляла в то время еще восходящая звезда кино шведская актриса Алисия Викандер, попадали по ссылке в профиль фильма на другом ресурсе. Продвигая этно-хоррор «Ведьма» (2016), А24 создали твиттер-аккаунт для зловещего козла Черного Филиппа. К тому же о нем был снят отдельный трейлер. Так одиозное животное стало популярным мемом в Сети, что помогло фильму превзойти свой бюджет в 10 раз.

В 2018 году А24 разослала жуткие куклы известным критикам и блогерам для привлечения внимания к хоррору «Реинкарнация». Фэнтези-драма «Легенда о Зеленом рыцаре» была представлена настольной игрой в духе культовой «Подземелья и драконы». Ее можно было купить на сайте студии. Ролик по этой игре сняли в стилистике 80-х годов ХХ века.

В итоге вокруг А24 сложилась своя группа фанатов. Любой мерч, от значка до футболки с символикой бренда, быстро раскупался зрителями в интернет-магазине. Кроме всего этого было придумано множество интересных продуктов из создаваемых фильмов: календарь со старушками-сатанистками из «Реинкарнации», пижама главного героя Хоакина Феникса из «Все страхи Бо». Когда студия начала принимать участие и в создании телевизионных проектов с 2019 года, то в продаже появилась книга о модной одежде персонажей сериала «Эйфория».

А24 привлекает внимание не только при помощи онлайн-проектов. Мистическая черно-белая драма «История призрака» была представлена специальной комнатой для медитаций. В ней можно было погрузиться в философские раздумья о бытии при помощи проекций и музыки. Во время рекламной кампании фильма «Неогранёные драгоценности» был открыт магазин, который стал основным местом действия истории.

Одной из главных особенностей маркетинга А24 является приверженность к фильмам небольшого бюджета, которые при эффективном продвижении могут окупить свои затраты в несколько раз. Скромные вложения превзошли по прибыли многие многомиллионные блокбастеры крупных мейджоров.

Всё везде и сразу

Начиная с 2013 года студией А24 было выпущено и снято более 160 фильмов. Среди них есть представители всех жанров — от мелодрам («Минари», «Прошлые жизни»), подростковых драм («Середина 90-х», «Леди Бёрд»), черных и сюрреалистических комедий («Если твоя девушка —зомби», «Человек-швейцарский нож») до вестернов («Строго на запад»), хорроров («Солнцестояние», «Ведьма»), фантастики («Из машины», «Высшее общество», «Всё везде и сразу») и фэнтези («Легенда о Зелёном рыцаре»).

Хороший вкус и любовь к живому неординарному кино интуитивно помогали команде делать правильный выбор. За 10 лет зрители научились узнавать фильмы А24 по неоновым огням, мягкому пленочному изображению, особому музыкальному наполнению и неожиданным операторским решениям. Узнаваемость стиля студии только подтвердила ее уникальность.

Многие актеры, которые успешно строят свою карьеру в мейнстриме, открыли для себя арт-хаусное кино именно через А24. Среди них Роберт Паттинсон («Маяк», «Хорошее время» «Высшее общество»), Дэниел Редклифф («Человек- швейцарский нож»), Скарлет Йохансон («Побудь в моей шкуре»), Адам Сэндлер («Неогранённые алмазы»), Николас Кейдж («Герой наших снов»), Кирстен Данст («Гражданская война»).

А24 открыла талантливую Аню Тейлор-Джой («Ведьма», «Ход королевы»), принесла славу и награды Махершале Али («Лунный свет»), сделала знаменитым Йоргоса Лантимоса («Лобстер», «Убийство священного оленя»).

Студия громко заявила о себе, завоевав множество главных наград на престижнейших кинофестивалях. В 2016 году фильм «Из машины» получил премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, а актриса Бри Ларсон — за роль в фильме «Комната». В 2017-м А24 завоевала «Оскар» за свой первый профинансированный фильм «Лунный свет», буквально вырвав награду из рук «Ла-Ла Лэнда». А 2022-й стал для А24 сверхтриумфальным: картина «Всё везде и сразу» режиссеров Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта принесла студии сразу семь «Оскаров» и около 100 миллионов долларов по итогам проката.

Студия освоила искусство побеждать, и сейчас, помимо работы со стримингами, расширяет свои возможности и пробует творить с увеличивающимися бюджетами.

everything everywhere all at once
Кадр из фильма «Всё везде и сразу»

Создание нового тренда

В истории кинематографа было несколько волн, когда массовый зритель обращался к авторскому кино — это и неореализм в Италии в 40-х, и Новый Голливуд в 70-х. Но наступление эры блокбастеров постепенно вытеснило ярких и одаренных фестивальных режиссеров в маргинальную зону.

Феномен студии А24 состоит в том, что, продвигая особенное, она успешно находит дорогу не только к своему зрителю, но умеет захватить внимание и тех, кто ранее никогда не интересовался подобным. Такое живое кино задает философские, порой дискомфортные и провокационные вопросы, апеллирует ко внутреннему миру конкретного человека, его чувствам, подсознанию, интеллекту, мировоззрению. Энтузиасты своего дела из А24 при помощи нетривиальных методов продвижения возрождают интерес массового зрителя к авторскому кинематографу. И это у них отлично получается.

Фото обложки: Изображение от Racool_studio на Freepik, созданное при помощи искусственного интеллекта / https://ru.freepik.com/free-photo/popcorn-in-paper-container_9282866

Комментарии

Пожиратель кино
03.05.2024

А24 на слуху и на виду, крутая студия, но не знал про ее историю, прикольно. Думал, что А 24 это типа 24 часа в сутки, а это оказывается трасса в Италии ))

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp