Показ фильма «Дочь охотника за головами» на «Сандэнс»-2022 стал его мировой премьерой
Американский фестиваль независимого кино Sundanсe подвел итоги и назвал победителей. Как и год назад, в связи с пандемией показы проходили в формате онлайн, однако организаторы сделали все, чтобы помочь кинематографистам и зрителям ощутить эффект присутствия. Благодаря специальным технологиям каждый мог создать себе аватар, чтобы «сесть» в кресло виртуального зала, посмотреть фильм, познакомиться с его создателями и принять участие в обсуждении увиденного.
Всего в конкурсной программе Sundanсe-2022 участвовало 84 полнометражных и 59 короткометражных фильмов, отобранных из почти 15 тысяч заявок.
Победителем в соревновании короткометражных фильмов стала филиппинская лента «Дочь охотника за головами» (The Headhunter’s Daughter). Снятая на илоканском языке (Третий по числу говорящих среди языков Филиппин. — Прим. ред.) лента рассказывает о девушке, мечтающий покорить большой город. Начинающая кантри-певица из Кордильерского региона Филиппин уезжает из дома верхом на лошади и прибывает в шумный бетонный город, расположенный так высоко в горах, что кажется, он парит в небе. Цель юной певицы — пройти прослушивание для участия в телевизионном конкурсе вокалистов. На протяжении 15 минут зритель видит изнурительное путешествие девушки по постколониальному миру, которое показано глазами коренного жителя Филиппин.
«Мне было важно снять этот фильм вместе с сообществом из моего родного города, а также с людьми, которые разделяют мою идентичность», — говорит режиссер Дон Джозефус Рафаэль Эблахан (Don Josephus Raphael Eblahan). «Нам удалось сделать что-то очень интимное», — отметил он, поблагодарив организаторов «Сандэнс» за мировую премьеру его фильма на фестивале и за стремление поддерживать голоса коренных народов.
На счету Эблахана три ленты — все короткометражные, — где он является и режиссером, и автором сценария, и продюсером. Его работы исследуют темы травмы, духовности и природы, рассказываемые через линзу постколониальных пространств и самобытности коренных народов. В 2021 году фильм Эблахана «Хилум» (Hilum) получил студенческую премию и специальный приз международного жюри на фестивале короткометражных фильмов в Клермон-Ферране (Франция).
Высшую награду жюри Sundance присудило фильму «Няня» (Nanny) американской режиссерки сьерра-леонского происхождения Никиату Джусу (Nikyatu Jusu). Этот мистический хоррор рассказывает о злоключениях молодой сенегальской иммигрантки без документов, которой удалось устроиться няней у богатой манхэттенской пары. Женщина легко завоевывает расположение супругов и их дочки, но мысли об оставленном в Сенегале собственном малыше не дают ей покоя, а тут еще в ее сны и явь вторгается что-то сверхъестественное и необъяснимое. Никиату Джусу назвала свой фильм «полным надежд любовным письмом матерям, которых систематически исключали из “американской мечты”».
Лучшим американским документальным фильмом по версии «Сандэнс» стала лента «Изгнанники» (The Exiles) режиссеров Вайолет Коламбус и Бена Кляйна (Violet Columbus, Ben Klein). Картина посвящена известной китайской документалистке Кристин Чой (Christine Choy) и ее вынужденному изгнанию. В 1989 году ей довелось снимать «бойню на площади Тяньаньмэнь» в Китае. Теперь Чой путешествует по миру со старыми кадрами киноленты, чтобы поделиться ими с диссидентами, так и не сумевшими вернуться на родину.
Фото обложки: Кадр из короткометражного фильма «Дочь охотника за головами» / официальный YouTube-канал фестиваля «Сандэнс»: https://www.youtube.com/channel/UCon2pQSsBwaad94eeXeOfnQ