В итальянском Триесте задумались о судьбе работников, устанавливающих отношения с работодателем через бездушные компьютерные приложения
В конкурсной программе 23-го Международного фестиваля короткометражного кино в живописном итальянском Триесте среди 88 фильмов со всего света победил короткометражный мюзикл, посвященный доставщикам фастфуда.
Лучшим фильмом ShorTS International Trieste-2022 был признан бразильский 20-минутный «Неоновый призрак» (Neon Phantom / Fantasma Neon) режиссера Леонардо Мартинелли (Leonardo Martinelli). Фильм, снятый в стиле красочного мюзикла, тем не менее, является драмой с трагическим финалом, и исследует изнанку так называемого «платформенного капитализма» — когда работник устанавливает трудовые отношения с работодателем через бездушные компьютерные приложения, сайты и платформы. Стараясь не думать о своих правах и вопросах защищенности на подобной работе, многие молодые люди становятся курьерами и таксистами, лишь бы заработать на свои минимальные потребности.
На создание «Неонового призрака» Леонардо Мартинелли, известного режиссера из Рио-де-Жанейро, натолкнула ситуация во время пандемии COVID-19, когда в Бразилии 11 миллионов рабочих стали зависеть от цифровых платформ. Из них, по крайней мере, миллион — это курьеры и водители, и зачастую работодателям сходит с рук игнорирование или попрание прав работников. Действие картины разворачивается на ярко освещенных улицах Рио, где внезапно начинаются музыкальные выступления курьеров с неизменными квадратными рюкзаками за плечами: молодые люди взрываются песнями и танцами в знак солидарности друг с другом — они оплакивают условия, в которых находятся, освещаемые пышным неоновым освещением столицы Бразилии.
Вручая «Неоновому призраку» главный приз фестиваля, жюри назвало короткометражку «великолепным и болезненным комментарием об обществе», отметив, что этот драматический мюзикл идеально играет на ритме жизни своих персонажей через смесь жанров, балансирующих между реальностью и фантазией. «Фильм — молодой и свежий кинематографический взгляд, описывающий хаотичную реальность современного капитализма и его влияние на человеческую душу, прекрасно использующий музыку и превосходный визуальный ряд», — отметили члены жюри.
«Неоновый призрак» — обладатель множества призов международных кинофестивалей, таких как Locarno International Film Festival (Швейцария, 2021 год), Rome Independent Film Festival (Италия, 2021 год), Bosphorus Film Festival (Турция, 2021 год), Humboldt International Film Festival (США, 2022 год), Watersprite Film Festival (Великобритания, 2022 год) и др.
Приз зрительских симпатий достался венгерской 20-минутной военной драме «Бранка», снятой родившимся в Югославии режиссером Акошем К. Ковачем (Ákos K. Kovács). Действия фильма разворачиваются в Югославии как раз в год рождения Ковача — в 1991-м (в это время в стране началась гражданская война, приведшая в итоге к распаду Югославии и возникновению независимости Словении и Хорватии. — Прим. ред.). Героиня фильма, одинокая молодая женщина, устраивается на работу в родильное отделение государственной больницы вдалеке от боевых действий. Но оказывается, что одиночество — не самое ужасное, что выпало на долю медсестры — однажды она понимает, что из больницы исчезают новорожденные дети…
Признание ShorTS International Trieste —не первая крупная награда «Бранки», на счету фильма десяток призов международных кинофестивалей, таких как Berlin Interfilm Festival (Германия, 2021 год), Busho, Budapest International Short Film Festival (Венгрия, 2021 год), Certamen Internacional de Cortos Ciudad de Soria (Испания, 2021 год), Vukovar Film Festival (Хорватия, 2022 год) и др.
Фото обложки: фрагмент официального логотипа ShorTS International Trieste / официальный сайт фестиваля: https://www.maremetraggio.com/