На SHOT TV премьера короткого метра «Клетка Николь» — смешной и безжалостной трагикомедии о тех, кого «испортил квартирный вопрос»
Возьмем щепотку Уэса Андерсона и разведем в кружке с Хичкоком, добавим немного Бена Уитли с его «Высоткой» и от души посыпем Мартином Макдоной с его черным английским юмором, перенесем блюдо в Германию — и, вуаля, перед нами 15-минутная абсурдистская трагикомедия Джозефа Брандла «Клетка Николь»: две награды фестиваля Red Rock и премия Munich Film Festival (Германия) за самый шокирующий фильм.
Я бы поправил формулировку мюнхенского жюри на «самый часто шокирующий». За свой скромный хронометраж эта лента успевает удивить дюжину раз, то есть примерно раз в минуту, за вычетом финальных титров. Она начинается как утопия, продолжается как комедия, на ходу превращается в эротический триллер, а завершается дикой драмой.
Итак, сюжет: самая модная недвижимость в городе — огромное панорамное колесо, точнее внушительных размеров на этом колесе кабинки. Все квартиры-качалки забронированы на долгий срок вперед, но молодой паре, Якобу и Николь, все-таки удается снять одну из них. «Вы когда-нибудь жили вместе?», — хитро спрашивает риелтор. «Нет, впервые съехались», — отвечает Якоб. «Обещаю, вам все понравится», — провожает риелтор пару к дверям. Свое обещание он, может и рад был бы сдержать, но, конечно, не сдержит.
«Клетка Николь» это в прямом смысле слова — клетка, в которую симпатичная девушка заключает себя ради острых ощущений (можно подумать, что бесконечного катания на колесе недостаточно). Якоб, кажется, не настроен играть в игры избранницы. Да и вообще, быстро выясняется, что еще час назад наши счастливые и влюбленные герои в замкнутом пространстве чувствуют себя не настолько влюбленными и счастливыми. Мы ждем какого-то скверного финала, но даже не представляем себе насколько скверным он будет.
Страшный, абсурдный и фантастический анекдот Джозефа Брандла — это метафора обычный жизни любого из нас. Проблемы, которые возникают у молодых людей в кабинке на чертовом колесе — это те же проблемы, с которыми сталкиваются амбициозные вчерашние студенты, селясь в своей первой съемной квартире. Недостатки персонажей — это наши недостатки, которых мы не замечаем друг в друге, пока не останемся наедине надолго.
«Клетка Николь» — это возможность взглянуть на себя через сказочную зарисовку о жизни других. Поставить под сомнение уверенность в себе и в своем партнере. Задуматься о том, с кем мы идем по жизни рука об руку. Абсурдная эта история? Безусловно, но ведь еще Вольтер писал про таких как мы, будто бы знающих все наперед и неготовых к сюрпризам: «Самое абсурдное — это состояние уверенности». «Абсурд — вокруг», утверждал спустя полтора века Даниил Хармс. Правы были, конечно же, оба.
В 2017 году фильм завоевал сразу две награды Red Rock Film Festival (США) — Приз Большого жюри и Специальную награду фестиваля за достижения в киноискусстве. В том же году «Клетка Николь» удостоилась премии Munich Film Festival (Германия) как самый шокирующий фильм. В 2018 году короткометражка получила Приз жюри Transilvania Shorts (Румыния).