АНОНС / 18+

Любовь со скелетом, дымящиеся панталоны и собачьи курорты: Гид по фестивалю архивного кино

4 октября 2024

В Москве 4 октября показом «Чапаева» открывается 4-й Московский международный кинофестиваль архивного кино. Редакция Блога SHOT TV изучила программу и выделила свои хайлайты.

Московский международный кинофестиваль архивного кино в 2020 году перенял эстафету у фестиваля «Белые Столбы», на котором с 1997 года Госфильмофонд представляет киноведам, синефилам и обычной публике экспонаты из коллекции крупнейшего в России киноархива. В этом году из закромов достали дореволюционные фарсы (в том числе первую русскую кинокомедию), зарубежные экранизации Пушкина, французский сюрреализм и многое другое. Выбрали для вас самое интересное. С полной программой, в которой есть как показы с пленки, так и мировые премьеры, можно ознакомиться на сайте фестиваля.

«На краю ночи: французские киносны»

Программа объединяет фантастическое и фэнтезийное кино Франции 1930—50-х годов. Все картины здесь заслуживают просмотра, но особенно стоит выделить несколько шедевров.

belle et bete 1946
Кадр из фильма «Красавица и чудовище»

Красавица и чудовище (La belle et la bête). Реж. Жан Кокто. Франция. 1942. 93 мин. 18+

Первая широко известная экранизация сказки о волшебной силе любви, снятая в духе поэтического реализма. Потрясающая работа гримера Агопа Аракеляна, выходца из России (Жана Маре гримировали по пять часов!), и великолепные костюмы Марселя Эскофье, которому на съемках помогал совсем юный Пьер Карден.

12 октября, 19:30, КАРО 11 Октябрь

Вечерние посетители (Les visiteurs du soir). Реж. Марсель Карне. 1942. 120 мин. 18+

В позднем Средневековье слуги Дьявола под видом брата и сестры пытаются совратить людей, но в итоге терпят крах из-за любви. Поэтический реализм во всей его красе по сценарию великого поэта, автора песен и сценариста Жака Превера.

6 октября, 16:00, КАРО 11 Октябрь

Ставки сделаны (Les jeux sont faits). Реж. Жан Деланнуа. Франция. 1947. 92 мин. 18+

Молодые люди из совсем разной социальной среды, рабочий и богатая наследница, умирают в годы немецкой оккупации, попадают в Чистилище и влюбляются. А затем ненадолго возвращаются в мир живых, чтобы помочь другим. Экранизация романа-пьесы Жан-Поля Сартра, который был написан в 1943, но опубликован лишь четыре года спустя, в один год с выходом фильма.

13 октября, 15:00, КАРО 11 Октябрь

lecorbeau1942
Кадр из фильма «Ворон»

Ворон (Le corbeau) Реж. Анри-Жорж Клузо. Франция. 1942. 90 мин. 18+

Жители маленького городка начинают получать обличающие анонимки, подписанные словом «Ворон». Мрачный детектив, где все так или иначе виновны в мелких грешках, был запрещен немцами во время оккупации из-за очевидных параллелей с популярной в те годы практикой доносов.

9 октября, 19:00, КАРО 11 Октябрь

Волк Мальвенеров (Le loup des Malveneur). Реж. Гийом Радо. Франция. 1943. 96 мин.

Над замком Мальвенеров нависло проклятье, но последний сын этого рода, невзирая ни на что, пытается получить эликсир бессмертия. Вервольфы, зловещий замок со странными слугами и приехавшая туда молодая девушка – идеальные слагаемые для готического шедевра.

11 октября, 19:00, КАРО 11 Октябрь

orphee1949
Кадр из фильма «Орфей»

Кровь поэта (Le sang d’un poète). Реж. Жан Кокто. 1932. Франция. 50 мин. 18+

Орфей (Orphée). Реж. Жан Кокто. Франция. 1949. 94 мин. 18+

Два сюрреалистических шедевра Кокто. Авангардный бессловесный дебют режиссера, ставший первым фильмом его трилогии, и фантазия, основанная на мифе об Орфее и Эвридике, где герой Жана Маре уходит через зеркало в царство мертвых и ищет возлюбленную.

13 октября, 19:30, КАРО 11 Октябрь

«Над чем смеетесь: комедии и фарсы Российской империи»

Центральное место на фестивале по праву занимает программа немых короткометражных комедий раннего российского кино с блестящими работами Евгения Бауэра, Петра Чардынина и великого аниматора Владислава Старевича. Названия «Аркаша женится», «Антошу корсет погубил» и «Лысый влюблен в танцовщицу» говорят сами за себя.

diligentbatman
Кадр из фильма «Усердный денщик»

Усердный денщик. Реж. Николай Филиппов. 1908. 4 мин.

Пользуясь отсутствием генерала, его слуга пытается проявить себя перед кухаркой на кухне, но из-за своей неуклюжести получает лишь нагоняи. Эта короткометражка, сделанная первым отечественным продюсером Александром Дранковым, считается началом отечественной кинокомедии – шинелью, из которой вышли и Гайдай, и братья Андреасяны.

6 октября, 19:30, «Иллюзион»

Дядя Пуд на свидании. Реж. Юрий Юрьевский. 1913. 3 мин.

Единственная сохранившаяся картина из комедийного цикла с участием знаменитого циркового силача и атлета Всеволода (Виктора) Авдеева, весившего 218 килограмм. Здесь бодипозитивный герой спешит на встречу с женщиной, но под ним ломается карета и расплющивается велосипед.

8 октября, 18:30, «Иллюзион»

Дядюшкина квартира. Реж. Петр Чардынин. 1913. 35 мин.

Считающаяся одной из самых удачных комедий раннего русского кино с королем русского немого кино Иваном Мозжухиным в главной роли. Укативший на курорт дядя оставил на попечение легкомысленного племянника Коко свою роскошную квартиру. А тот в жажде наживы сдал комнаты в аренду жильцам и устроил романтичный кавардак на французский манер.

6 октября, 19:30, «Иллюзион»

child0fscience
Кадр из фильма «Дитя науки»

Дитя науки. Автор неизвестен. 1914. 13 мин.

Среди основных знаменателей комической зарисовки – чокнутый профессор, уверенный, что он изобрел омолаживающий эликсир; выступающий в роли подопытной свинки слуга, рвущийся в кабак; и младенец, за которым приглядывает заглянувшая в гости к лакею нянька. Нехитрое уравнение вы вполне сможете сложить сами. 110 лет назад это комедийное фэнтези производства кинофабрики Ханжонкова вызывало гомерический хохот, уверяет нас издание «Приднепровский край».

11 октября, 11:00, «Иллюзион»

werelikepeople
Кадр из фильма «И мы как люди (история одного собачьего увлечения)»

И мы как люди (история одного собачьего увлечения). Реж. Владимир Дуров. 1915. 44 мин.

Тот Дуров, именем которого назван театр зверей в Москве на Цветном бульваре, разыграл мелодраму перед камерой со своими четвероногими и пернатыми артистами. В титрах – утки, свиньи, собаки, морские свинки, куры, петухи, осел, пеликан, слон, теленок, крысы, кот, морские львы и др. На экране нищий ухажер Пик Фокстерьеров преследует нежную болонку Мими, которую увозят на Собачью Ривьеру – курорт Гав-гав.

6 октября, 19:30, «Иллюзион»

Лысый – кинооператор. Реж. Робер Рейнольс. 1916. З мин.

Французский комик Робер Рейнольс играл у Ханжонкова персонажа по кличке Лысый, с ним было снято примерно 15 картин. Лысый – это упитанный повеса средних лет, который любит красиво отдохнуть, но постоянно попадает в дурацкие ситуации, получая пинки и оплеухи. В этой короткометражке он обзаводится кинокамерой, заметив, с каким уважением относятся на улице к операторам кинохроники. Один из первых случаев дореволюционной профессиональной метаиронии.

8 октября, 18:30, «Иллюзион»

Рино хочет закурить. Реж. Чезаре Рино Лупо. 1916. 5 минут

Итальянский актер Чезаре Витолино Лупо осел в России во время Первой мировой войны и пробыл тут до революции. Он нашел себе место в отечественном кино, не владея русским языком – благо фильмы тогда были немые. Здесь его герой пытается найти огонек для папиросы, но оказывается в дымящемся исподнем на Петровском парке.

8 октября, 18:30, «Иллюзион»

skeleton adventures
Кадр из фильма «Приключение со скелетом»

Приключение со скелетом. Режиссер неизвестен. 1917. 8 мин.

В этом случае историки кино теряются в догадках – название, студию, режиссера, оператора опознать не удалось. Сюжет фильма тоже позволяет разные версии – то ли здесь студент-медик выдает скелет за жену, чтобы хозяева не выгнали с квартиры, то ли мужчина на самом деле влюблен в женские останки. Факт лишь в том, что в этом некрофильском комическом хорроре борьба Эроса и Танатоса дана максимально прямо.

12 октября, 15:45, «Иллюзион»

«Персона. А. С. Пушкин»

Несмотря на миф о том, что Пушкин не нужен никому за пределами России, его цитировал Джузеппе Патрони Гриффи и любил перечитывать Майкл Чимино. К 225-летию со дня рождения великого поэта и писателя ГФФ подготовил программу экранизаций от режиссёров, обстоятельно взявшихся за «наше всё».

captainsdaughter 001
Кадр из фильма «Капитанская дочка»

Капитанская дочка (La figlia del capitano). Реж. Марио Камерини. 1947. 102 мин. 18+

Один из создателей «комедии по-итальянски» Марио Камерини в начале 1940-х был женат на актрисе Асе Норис (уроженке Санкт-Петербурга Анастасии Герцфельд), но обращение к прозе классика из России вызвано не этим, а успехом «Чёрного орла» Риккардо Фреды, откуда позаимствована и Ирасема Дилиан, польская бразильянка ярко выраженной славянской внешности. Гринёва здесь играет совсем юный Чезаре Данова, которого десятилетие спустя ждёт голливудский контракт с MGM, а предателя Швабрина — будущая легенда итальянского кино Витторио Гассман.

5 октября, 15:30, “Иллюзион”

Пиковая дама (La dame de pique) Реж. Фёдор Оцеп. Франция. 1937. 82 мин.

Фёдор Оцеп в юности уже работал над экранизацией пушкинской готической новеллы, когда писал сценарий для немого шедевра Якова Протазанова с Иваном Мозжухиным в роли Германа, а эту версию поставил самостоятельно в свой французский период. Исполнивший главную роль Пьер Бланшар был идеальным героем русской прозы XIX века: двумя годами ранее он сыграл Раскольникова у Пьера Шеналя, а годом позже — центрального персонажа в «Игроке», тоже по роману Достоевского.

7 октября, 18:30, «Иллюзион»

autumn bells001
Кадр из фильма «Осенние колокола»

Осенние колокола. Реж. Владимир Гориккер. 1978. 76 мин.

Карьера недавно ушедшего Владимира Гориккера плотно связана с музыкальным театром и его переносом на экран кинематографическими средствами. Но в основе «Осенних колоколов» лежит сценарий драматурга-шестидесятника Александра Володина, адаптировавшего для кино сказку в стихах о мёртвой царевне и семи богатырях. Здесь тоже звучит много музыки русских и советских композиторов. А ещё в наличии меланхолически-выразительная работа художников-постановщиков, молодая Ирина Алфёрова в роли царицы и голос Иннокентия Смоктуновского за кадром.

6 октября, 13:00, «Иллюзион»

Выстрел (Un colpo di pistola). Реж. Ренато Кастеллани. Италия. 1942. 92 мин.

У молодого Ренато Кастеллани ещё были впереди успехи в Канне и Венеции, когда он дебютировал киноверсией одной из «Повестей Белкина». В титрах данной картины, относимой к расцветшему в период участия Италии во Второй мировой направлению каллиграфизма, характеризуемому насыщенной сценографией и внутренними конфликтами героев, можно найти имя писателя Альберто Моравиа, а Машу играет Ася Норис.

10 октября, 19:00, «Иллюзион»

Коллежский регистратор. Реж. Юрий Желябужский, Иван Москвин. 1925.

Эту вышедшую ещё в период немого кино экранизацию белкинской повести «Станционный смотритель» поставили режиссёр Юрий Желябужский и центральный актёр Иван Москвин, знаменитый Поликушка. Желябужский также снял часть ленты как оператор, а за литературную часть отвечали Фёдор Оцеп и Валентин Туркин, впоследствии глава ВГИКовской кафедры кинодраматургии.

11 октября, 19:30, «Иллюзион»

aquilanera001
Кадр из фильма «Черный орел»

Чёрный орёл (Aquila nera). Реж. Риккардо Фреда. Италия. 1946. 111 мин.

Подающий месть холодной Владимир Дубровский (Россано Брацци) так приглянулся послевоенной итальянской публике, что «Чёрный орёл» стал самым кассовым фильмом года. Этим он спровоцировал не только ряд подражаний, но и сиквел, снятый спустя пять лет тем же Риккардо Фредой, выдающимся мастером жанрового кино.

13 октября, 16:00, «Иллюзион»

«Киностолица: Москва»

Какой представала российская столица в фильмах двух городских киностудий? В подборке, подготовленной программным директором фестиваля Сергеем Лаврентьевым, узнаваемые улицы и здания окрашиваются в разные настроения согласно художественным замыслам авторов, творивших с 1950-х по 1990-ые.

attentionallstations 003
Кадр из фильма «Внимание, всем постам»

Внимание, всем постам… Реж. Игорь Вознесенский. 1985. 81 мин.

После социальной драмы «Признать виновным» будущий режиссёр цикла «Криминальная Россия» и ведущий передачи «Дежурная часть» Игорь Вознесенский сделал более жанровую картину о работе советской милиции. На экране множество деталей быта позднего СССР и легенды актёрского цеха в эпизодах. Сержант Кольцов в исполнении Андрея Ростоцкого на следующий год появился в продолжении «Где ваш сын?»

6 октября, 15:30, «Иллюзион»

«Поворот», 1978, Вадим Абдрашитов

Нелепое ДТП может поставить крест на размеренной жизни и карьере молодого научного работника. Вместе с женой он прибегает к разнообразным ухищрениям, чтобы избежать ответственности. Из-за тяжело протекавшей беременности Ирина Купченко не смогла досняться в дебютном полном метре Вадима Абдрашитова «Слово для защиты», но сыграла главную роль во второй его работе, вновь в паре с Олегом Янковским.

12 октября, 12:00, «Иллюзион»

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp